Причудливые фигуры оленей с ветвистыми рогами. Золотые нашивки в виде диких кошек. Искусные украшения, где кабан превращается в хищную птицу. На выставке «Золото сарматских вождей» в Белом зале Пушкинского музея представили тысячи предметов, созданных в V–VI вв. до нашей эры (в Железный век) древним кочевым народом, родственным скифам. Все эти вещи были найдены по археологическим меркам недавно (в период с 1986-го по 2014 год) в нескольких десятках курганов близ села Филипповка в Оренбургской области, тщательно отреставрированы и теперь впервые предъявлены публике. О некоторых предметах, созданных в загадочном «зверином стиле», можно послушать не просто рассказ, а целую арию в манере заклинания. В историю древних сарматов вслушался обозреватель «МК».
Для Елизаветы Лихачевой, которая совсем недавно возглавила Пушкинский музей, это второе открытие, и она заметно волнуется. На презентации проекта, который готовился около года, новый директор ГМИИ появилась в стильном восточном кафтане, под стать теме выставки. «Филипповский курган раскопали относительно недавно, в последние 30 лет, а это время было не самым удачным для изучения археологических артефактов. И все же исследователи проделали большую работу, и теперь у нас есть шанс ее впервые увидеть», — сказала она на открытии.
О сарматах, которым посвящен проект, мы все еще знаем меньше, чем хотелось бы. Делать однозначные выводы сложно, потому что кочевники не знали письменности и не оставили описаний своих воззрений и обычаев. Зато о них, как и о скифах, писал Геродот. Центральную часть Белого зала занимают витрины с фигурами оленей. Сделаны скульптуры из дерева, «облицованного» золотыми листами. Видно, как мастерски вбиты маленькие гвоздики, что крепят драгоценную «фольгу» к основе. Декоративное искусство было у сарматов на высоком уровне, в чем дают возможность убедиться и другие экспонаты выставки. Но по сей день непонятно, что именно значат эти фигуры.
— Предполагаем, что олень был для сарматов божественным символом солнца, а фигуры имели ритуальное назначение, — рассказывает «МК» Ольга Мельникова, хранитель фондов, археолог Оренбургского губернаторского историко-краеведческий музея, где хранится часть кладов из Филипповских курганов (вторая часть хранится в Уфе). — Олень — сакральный символ, они не водились на территории наших степей Предуралья.
— Как могли сарматы изобразить оленя, не видя его?
— Это одна из загадок. Откуда вообще взялся звериный стиль? Мы до конца не знаем. Одна из гипотез, что эти символы проникли с территории современного Алтая. Сарматы находились на территории Предуралья летом, а зимой уходили на территорию современного Устюрта. Но они путешествовали и дальше, о чем говорят предметы, которые явно были созданы другими народами и либо обменены, либо захвачены древними кочевниками.
На выставке тысячи мелких и крупных предметов. Есть тут и утварь: огромные котлы, жаровня, фляги. Примечательно, что сарматы ели из деревянной или железной посуды, потому что она легче и прочнее, нежели керамика. Есть военные атрибуты — например железный шлем тонкой ковки. Но наибольший интерес представляют предметы, найденные в кургане с захоронением жрицы. Сохранилась часть ее искусно вышитого платья, которую удалось отреставрировать специально к выставке.
Все пальцы жрицы были украшены золотыми кольцами с изображениями различных зверей, которые очевидно имели сакральный смысл. Сохранился даже набор для татуирования — тонкие иглы, минералы, из которых делались краски, и своеобразная палитра для нанесения разноцветных красок на кожу. Словом, есть чему подивиться.
У каждого предмета есть своя, порой тайная, история. И о некоторых из них можно узнать с помощью арий, записанных на манер заклинаний. Такую необычную форму аудиоповествования специально для проекта придумал композитор Петр Айду. Тифно-опера (от греческого слова, в переводе означающего «слепой») — так он назвал новый жанр, который изобрел для того, чтобы сокровища могли оценить и люди, которые не могут увидеть древние шедевры. Зато на этой выставке они могут их услышать и потрогать.
Некоторые экспонаты представлены точными копиями, их можно потрогать и попытаться через прикосновения прочитать загадочные символы, созданные в легендарном «зверином стиле».