Старейшина отечественной фантастики Юрий Никитин на своей странице в соцсетях предупредил о «буме» произведений, созданных нейросетью. В начале февраля он написал, что чат-бот с искусственным интеллектом ChatGPT «вот-вот начнет создавать повести и романы в жанрах, которые ему закажут». «Авторам придется искать другую работу», — не без сарказма заметил тогда Никитин. А 22 февраля опубликовал пост с припиской «вот уже началось», давая ссылку на тревожную новость, касающуюся пока только иностранной литературы. Что же случилось за границей?
Фото: unsplash.com
Редактор популярного издания Clarkesworld Нил Кларк, как пишут ряд СМИ, пожаловался на многократный рост количества «писателей», которые прислали в журнал (рассчитывая на гонорар и престиж от публикации) тексты, сгенерированные с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Речь идет о 25 созданных не человеком произведениях осенью 2022-го года, и о пятистах – в этом месяце. Всплеск «машинной» словесности Кларк объясняет запуском в Интернете того самого ChatGPT. Сообщается, что с помощью данной платформы уже «написаны» и поступили в продажу сотни электронных книг. Однако, как выяснил «МК», грядущая «дегуманизация» литературного труда российских писателей не пугает – особенно тех, кто работает в жанре хоррора.
Уроженец закрытого города Мурманск-60, а ныне житель Санкт-Петербурга и автор «кровавых» бестселлеров Александр Матюхин уверен, что машинам по зубам только короткие страшные истории. «В больших текстах пока еще нейросети далеки от идеала. Романы им точно не под силу», — успокоил Матюхин.
Да и проблему «замены человека роботами» он посчитал надуманной:
— Много лет назад художники опасались, что появление фотоаппарата лишит их работы. Так же группе «Битлз» говорили, что игра на гитаре — это устаревший вид музыки и будущее за синтезатором. Тут вопрос в том, что появление новых технологий или инструментов в любом случае изменяют рынок и заставляют людей искать новые подходы. Появление фотоаппарата в каждом телефоне не убило профессию художника, но скорректировало подход. Так же будет и с писателями. Если нейросети в итоге научатся полноценно создавать тексты, то они займут свою нишу, вытеснив из них какую-то часть авторов -писателей. Но окончательно профессию они вряд ли похоронят. Все же писательство — это творчество и фантазия, а не только следование алгоритмам.
С Матюхиным в целом согласен Олег Кожин, энтузиаст жанра dark fantasy, хотя он считает, что у нейросетей есть несомненное преимущество перед людьми:
— Они быстро учатся, и учиться не прекращают. Но всё, что они произвели, в той или иной степени было создано человеком. Это компиляция высочайшего уровня, но всё-таки компиляция. Создавать нечто по настоящему новое, уникальное, пока что присуще только человеку. Подчёркиваю — пока. Вполне возможно, что очень скоро придётся заменить это слово на «было».
Сам же Юрий Никитин вообще не видит источника противостояния в дихотомии «Человек-Машина»:
— Нынешняя стадия развития ИИ скоро-скоро выльется в мощный взрыв. Мир начнет меняться намного быстрее, чем даже в пару последних лет. И это прекрасно. Разумеется, искусственный интеллект, каким бы он не был мощным и продвинутым, всегда останется лишь гигантским калькулятором. Но врагом стать не сможет уже потому, что человек начал встраивать в себя различные безделушки вроде электронных ключей для квартир или пропуска в метро, а завтра начнет всобачивать нейроинтерфейсы для связи с компьютерами, пусть только появятся. Этот ИИ изначально будет частью наших тел и наших мозгов, как усилитель нашей интеллектуальной мощи. Мы станем киборгами, могучими и бессмертными.
— Это далекое будущее – а что возможно уже через несколько лет?
— Я говорил как-то, что ненавижу писать романы. Люблю придумывать тему, идею, сюжет, даже образы, но вот печатать на машинке буквы одна за другой — это же отвратительная нетворческая работа! А потом еще править, чистить, проверять опечатки, там ли расставлены запятые… Конечно, даже самый консервативный писатель с охотой возложил бы на машину хотя бы работу корректора. А то и редактора.
— Юрий Александрович, мировая фантастика предсказала такое развитие событий? Помнится, у Оруэлла в «1984» фигурировал «калейдоскоп», производящий сюжеты романов.
— Еще в детстве читал рассказ, где автор создал пишущую машинку, что печатала с его слов, потом усовершенствовал, и она печатала с его мыслей. Но так как мысли постоянно путались и уходили в сторону, то и она печатала чепуху, которую приходилось не просто править, а вычеркивать. И позже попадались рассказы на тему механизации творчества. Конечно, все эти попытки подавались как неудачные, типа: робот — дурак, человек – молодец, но тогда время было такое.