Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов, который ежегодно проводится по всем балетным специальностям, в этом году во второй раз состоялся в Йошкар-Оле, и проводился в номинации «Хореографы». Конкурс отмечает в этом году свой первый юбилей – 10 лет со дня основания.
Сцена из балета Константина Матулевского «Моцарт и Сальери» (вторая премия). Предоставлено пресс-службой «РОСКОНЦЕРТА»
В номинации «Хореографы» конкурс проводился в третий раз. Предыдущий состоялся пять лет назад. Как и прежде, проходил он в три тура: первый — заочный, на втором — участники показывали соло и дуэтные номера, а третий был отдан массовым сценам.
Критерии отборы были более жесткие, чем в предыдущие годы, а третий тур стал для участников конкурса самым тяжелым. В течение 3 дней (каждый день репетируя по 4 часа) им нужно было подготовить массовый номер с участием кордебалета Марийского государственного театра оперы и балета им. Э.Сапаева.
Ужесточили и вместе с тем сделали более конкретными организаторы и условия конкурса. Участник должен был выбрать одну из предложенных тем для постановок: произведения классиков русской литературы (большинство участников ставили по произведениям Пушкина, но были и такие кто брал за основу балета Лермонтова («Демон») или Пастернака («Доктор Живаго»), русские народные сказки или образы русской культуры и поэзии. Причем русские сказки трактовались участниками довольно широко. Так, балетмейстер из Санкт-Петербурга Антон Дорофеев был удостоен третьей премии конкурса (200 тыс. рублей) за балет «Мух-Цокотуха» задуманный по мотивам популярной стихотворной сказки Корнея Чуковского написанной ровно 100 лет назад в 1923 году.
Впрочем, либретто (а одним из условий конкурса было написание развернутого либретто того балета, который собирается ставить конкурсант) да и сама хореография балета «Муха-Цокотуха» были сделаны довольно остроумно и качественно, так что такое решение жюри вопросов не вызывает, и теперь хореограф из Санкт-Петербурга Антон Дорофеев получает приглашение в Воронежский театр оперы и балета на постановку этого балета. Ведь в этом году впервые в истории Конкурса обладатели I, II и III премий получили уникальную возможность – осуществить постановку своего спектакля на сценах театров оперы и балета г.г. Йошкар-Олы (обладатели первой премии), Уфы (обладатели второй премии) и Воронежа (обладатели третьей премии).
Особенно повезло в этом отношении Башкирскому театру оперы и балета, поскольку серебро конкурса разделили два лучших, по моему мнению, на этом конкурсе хореографа: Константин Матулевский из Москвы и Вита Мулюкина из Ростова-на-Дону. На жеребьёвке они вытянули 7 и 8 номера, и поэтому показывали свои работы один после другого.
Хореографию Виты Мулюкиной я видел не впервые. Еще год назад на конкурсе «Арабеск» я увидел выступление Никиты Повалихина, танцовщика из Ростова-на-Дону, незадолго до того окончившего Академию танца Бориса Эйфмана. Юноша поражал воображение. Его танец, необыкновенно экспрессивный, переливающийся текучей пластикой и, кажется, не на миг не останавливающийся, и был первыми эскизами и подходами Виты Мулюкиной к балету «Русалка». На «Арабеске» Никита Повалихин был отмечен жюри прессы, а имя хореографа, поставившего необычный номер, запомнилось. В Йошкар-Оле уже сама хореограф исполняла собственную хореографию, поставленную по мотивам одноименной пьесы Пушкина: это был монолог Русалки и дуэт Русалки и Князя во II туре и массовая сцена поставленная для этого балета уже в третьем. О своей работе, подходам к образу, созданию необычной текучей и тягучей, словно тело создано из пластилина, пластике Вита Мулюкина рассказала мне после того, как вышла в финал конкурса.
— Я попыталась это пропустить через себя. Я долго стояла в морской воде и ощущала стопами и камни, и песок, слушала звук прибоя… И пыталась повторить эти свои ощущения пластикой, телом. Для меня важно было передать эту трансформацию главной героини от начала балета к финалу. Что происходит с её внутренним состоянием и какие изменения она в себе несёт. Поэтому я и меняю хореографию в плане пальцевой техники. Я и с ней работаю, она более жесткая, когда Русалка на суше… А когда она входит в воду, то босиком, потому что она пытается быть частью этой воды.
— Ваша хореография ставится не только на музыку, вы используете и текст…
— Этот текст писал специальный драматург — либреттист. Мы очень долго его обсуждали, что должно нести каждое слово… Читала (а на записи мой голос) его по-разному, в разном настроении, в разных состояниях.
В драматургическом отношении блестяще показал себя на конкурсе и Константин Матулевский. Выстроивший в своих эскизах к балету «Моцарт и Сальери» по «маленькой трагедии» Пушкина очень четкую драматургию, хореограф и два его исполнителя — Иван Негробов и Тагир Мустафаев из Воронежского театра оперы и балета, очень хорошо показали внутреннее состояние своих героев – Моцарта и Сальери. Взгляд на эти отношения у Матулевского парадоксален и ироничен. Хореограф в своей лексике использует много гротесковых движений и ситуаций.
Особенно феноменально преобразился в Сальери Иван Негробов – премьер Воронежского театра оперы и балета, артист яркий и разноплановый, В монологе его Сальери затыкал уши, не в силах больше слушать божественную музыку Моцарта, а в массовой сцене этот герой показан в тени шумной толпы поклонников Моцарта, но именно он здесь центральный персонаж, именно такое решение хореографа выстраивает основные контрапункты отношений Моцарта-Сальери.
— Помимо того, что я вдохновлялся музыкой Моцарта и произведением Пушкина, ещё есть прекрасный фильм Милоша Формана «Амадей», в котором вообще по-другому раскрыты все персонажи. И у меня родились в хореографии такие вот истории и такие персонажи. Конечно, хотелось бы, несмотря на то, что у Пушкина это трагедия, сделать комедию, чтобы накал был больше и сильнее. Я имею в виду средства, которыми это выражается. Хочется сделать это какой-то гротесковой историей, и потом через гротеск подойти к персонажам уже более человечным, реалистичным, чтобы передать накал этих отношений и всей этой истории – рассказывает Константин Матулевский.
Победителем очередного Всероссийского конкурса хореографов стала Лилия Симонова из Москвы. Она завоевала золотую медаль, звание лауреата, денежный приз 300 тыс. рублей и приглашение для осуществления постановки балета в качестве хореографа в Марийском государственном театре оперы и балета им. Э. Сапаева. Показанные ею на конкурсе сцены из «Евгения Онегина», хотя во многом находятся под влиянием таких совершенно разных хореографов как Матс Эк или Борис Эйфман, все же талантливо и неожиданно поставлены и режиссёрски (герои в своем дуэте, как современные подростки, встречаются и прощаются, выезжая на сцену на скейтборде) и с точки зрения хореографии.
Тем не менее, и подбор музыкального материала из Чайковского, и откровенные цитаты из балета Эйфмана «Евгений Онегин», когда с колосников летят листочки-письма (у Эйфмана так заканчивается балет, у Лилии Симоновой монолог, только вместо Онегина как у Эйфмана, героем этой сцены у неё становится Ленский) все же посоветуем заимствовать не столь откровенно, а каким-то образом перерабатывать.
— Здорово, что они образовываются, но при этом ищут свой почерк, свою лексику, – не соглашается со мной член жюри Всероссийского конкурса, главный балетмейстер и худрук Воронежского театра оперы и балета Александр Литягин, тоже когда-то по окончании Воронежского училища проработавший в труппе Эйфмана.
— Как вы оцениваете уровень прошедшего конкурса?
— Приятно, что у российских хореографов и российской хореографии в целом есть будущее. Приятно видеть мыслящих, музыкальных, образованных людей, которые находят для себя что-то новое: новую лексику для того, чтобы раскрыть по-новому мысли в тех произведениях, которые мы все, конечно же, знаем. Поэтому конкурс качественный, профессиональный. Он задает высокую хореографическую планку. Разрыв в баллах у многих участников на одну или две десятые… То есть многие шли, что называется, «ноздря в ноздрю» и такой высокий результат участников не может не радовать.
Что же, с таким выводом вполне можно согласиться. Основной итог конкурса получился позитивным: появилось целое поколение российских хореографов, которые готовы и могут быть востребованы балетным театром.