Впервые оцифрованные трактаты Анатолия Зверева показали публике

Человек эпохи Возрождения — это выражение в равной степени можно отнести к великому Леонардо да Винчи и советскому гению Анатолию Звереву. Эпоха оттепели, на которую пришелся расцвет экспрессивного дара Зверева, не зря называют советским Возрождением. Как раз тогда художник впервые познакомился с трудами итальянца, начал писать собственные трактаты и назвал в автобиографии своим учителем Леонардо. Впервые рукописи Зверева оцифровали и не только представили в электронной библиотеке, но и превратили в инсталляцию, напоминающую летящий в пространстве атом или целую Вселенную из слов и мыслей.

Впервые оцифрованные трактаты Анатолия Зверева показали публике

Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее Зверева заняла три этажа, каждый из которых по-своему раскрывает связь двух художников разных эпох. На первом этаже публику встречает графика, наполненная удивительной кинематографичностью. Зверев работал феноменально быстро — делал точные, живые наброски за считанные секунды. Среди уникальных экспонатов графического раздела — изображения жены Люси, дочери Верочки и общий семейный портрет. Последний из перечисленных рисунков показывается впервые. Маленькая дочка Зверевых изображена на нем многократно, и, кажется, мы видим, как она носится вокруг отца с матерью. Подобные «раскадровки» можно найти и в трудах Леонардо да Винчи — итальянец часто делал «живые» зарисовки на полях, иллюстрируя свои идеи.

Подобная кинематографичность присутствует и в других сериях Зверева, например, в известном цикле, сделанном в Московском зоопарке. Животные запечатлены в движении — легко, экспрессивно, точно. Есть все это и в живописи, представленной уже на втором этаже. Здесь много женских портретов и пейзажей. Особенно любопытны картины, сделанные в Сокольниках, где художник жил с семьей в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Он говорил, что знал в лицо там каждое дерево. На выставке впервые представлена картина 1957 года, изображающая дом художника. Это двухэтажный барак с грязно-розовыми стенами, перед которым развешано на веревках сушащееся белье. Здесь, в одной из скромных комнат, Зверев жил со своей супругой — спортсменкой Люсей. Правда, недолго: когда дочери было года три, он ушел из семьи. Эта страница его жизни представляет особый интерес для исследователей, ведь именно тогда зарождался Зверев-художник, которого спустя годы назовут гением.

Есть легенда, что Зверев заставлял Люсю привязывать подушку к голове, прежде чем выйти на улицу: жена великого художника не должна упасть и случайно разбить голову. Уже в юности он, со свойственным ему нахальством, чувствовал в себе кипучий талант. А еще Зверев научил жену рисовать и заставлял многократно копировать окружающие предметы — например чайник. Люся копировала исправно и тоже немного стала художником, но тихой семейной жизни у них не вышло. Зверев был свободным по натуре — в живописи и в быту. Часто — через край. Позже он встретил женщину, которая понимала и принимала его вольный дух, ей стала Оксана Асеева. Через вдову поэта Николая Асеева, которая дружила со многими звездами Серебряного века, Зверев как бы вел диалог с гениями прошлого. Но начинался этот разговор с великими предшественниками как раз с Леонардо да Винчи.

С трудами итальянца Зверев познакомился, когда ему было около 30 лет. Случилось это благодаря Александру Румневу — актеру театра и кино, премьеру Камерного театра Таирова (это он блестяще играет министра бальных танцев, маркиза Па-де-труа в известном черно-белом фильме с Фаиной Раневской «Золушка» 1947 года). Румнев опекал Зверева вплоть до своей смерти в 1965 году. Именно он дал молодому художнику двухтомник избранных произведений Леонардо да Винчи, изданный в СССР в 1935 году. Зверев его внимательно прочел и решил тоже писать. Сохранилось много тетрадок с рассуждениями и воспоминаниями советского художника — одни написаны ровными печатными буквами, другие — беглым размашистым почерком. Тетради, в натуральном и оцифрованном виде, можно найти на третьем этаже музея — в кабинете-библиотеке. В его центре представлена инсталляция современного художника Аристарха Чернышева. Она состоит, собственно, из текстов Зверева, изображенных на длинных лентах-манускриптах, которые сплетаются в окружности и превращаются в микрокосмос. Арт-объект под названием «Вселенная Зверева» одновременно похож на атом и на целую галактику. «Моя работа представляет собой звездную систему, собранную из трактатов художника, это одна из звездных систем во Вселенной Зверева», — поясняет Аристарх Чернышев. Среди текстов можно найти и прямой диалог советского художника с великим итальянцем, а рядом зарисовка — два гения смотрят друг другу в глаза.

Зверев выбрал учителем Леонардо да Винчи и всю жизнь вел с ним диалог, не спорил и не вторил великому мастеру Ренессанса, но продолжал его мысли. Впрочем, русский автор нередко и шутил на эту тему. «Плох тот ученик, который не превзошел учителя. Я прослезился и превзошел Леонардо», — иронизировал Зверев. На выставке, осмысляющей эту творческую связь через века, нам, зрителям, предлагается читать ее не только в графике, живописи и текстах, но и через летящее в пространстве «диалоговое окно», сконструированное художником следующего поколения.

Опубликовано:8 февраля