«Василий Теркин» для защитников Донбасса: что происходит с мариупольским драмтеатром

В результате сражений за Мариуполь в приморском городе значительно пострадала культурная инфраструктура. У здания филармонии в результате «прилетов» была повреждена крыша, а местный театр украинские боевики полностью уничтожили. Год назад, 21 апреля 2022 года, многострадальный населенный пункт был освобожден, но мирная жизнь туда вернулась, конечно же, не сразу, зато произошло это одновременно с возвращением жизни культурной. К предстоящей годовщине корреспондент «МК» побеседовал с генеральным директором Мариупольского русского драматического театра Игорем Солониным.

«Василий Теркин» для защитников Донбасса: что происходит с мариупольским драмтеатром Фото предоставлено театром

— Мариуполь сейчас более или менее тыловой город, обстановка на юге республики позволяет давать спектакли и приглашать на них зрителей? Когда наполнится жизнью сцена бывшей филармонии, переданной драмтеатру?

— Да, мы находимся в филармонии, это здание передано нам на баланс, там проведен капитальный ремонт. Но еще не окончательно решен вопрос с принадлежностью этого объекта к трибуналу (над украинскими военными преступниками. — Б.С.). Непонятно, будет трибунал или не будет. Силовые ведомства не сняли режимность здания, поэтому там мы проводим только репетиции, а все постановки и концерты идут на выезде: в школах, домах культуры на прилегающей к городу территории, в военных частях.

— Помнится, какое-то время ваш театр временно размещался во Дворце пионеров.

— У нас состоялось там 8 премьер — спектакль по пьесе Александра Вампилова «Старший сын», «Золотому цыпленку» Орлова и «Водевилю» Чехова. Потом вышла лирическая комедия «Жениха вызывали, девочки?», новогодняя сказка «Бременские музыканты», моноспектакль «Мастер» по Булгакову и были два концерта.

— География ближних поездок-гастролей театра — это сам Мариуполь и окрестности?

— Мариуполь, поселки Сартана, Старый Крым, Урзуф, Сопино и другие.

Как раз там клубы и Дворцы культуры сохранились в более или менее нетронутом состоянии.

— Вы упомянули выступления в военных частях. Как реагируют солдаты на приезд артистов? И какие жанры предпочитают — понятно, что драмы им хватает в повседневной фронтовой жизни. Тогда что — комедии?

— Специально для военнослужащих мы сделали спектакль «Василий Теркин» и концерт «Душа солдатская и доля». Режиссер-постановщик — худрук нашего театра Александр Ростов (заслуженный артист России, ранее работавший в Ставропольском театре. — Б.С.) — лично ездит по военным частям с этим репертуаром.

— Я знаю, что Мариупольский драмтеатр работает не только «по месту», но и успевает выбираться на гастроли в Россию. Насколько успешной была эта деятельность?

— Только в 2023 году в рамках «Большого тура» с 3 по 27 марта мы побывали в десяти российских городах: начали с Новочеркасска и закончили Воронежем. А вторая часть труппы выезжала на фестиваль в Ульяновск, куда отправились с премьерой — спектаклем «Месье Амилькар».

— Репертуар при украинской власти и сегодня отличается? «Украинизацию» театра ваши коллеги вспоминают с содроганием?

— Репертуар, конечно, изменился. Те спектакли, что раньше шли, были под определенную сцену и жизненные моменты. Преобладали комедии — сейчас мы делаем уклон в сторону серьезных вещей, заставляющих размышлять. При этом часть прежних наименований восстановили.

А что касается языка. До 2019 года у нас на сцене звучал русский язык. Руководил театром человек правильный в этом плане, он у нас и сейчас работает. При нем не случалось особых «прогибов под изменчивый мир». Но последние два года нас силовым путем заставили играть исключительно на мове.

— Труппу удалось сохранить? Назовите конкретные цифры: сколько людей до начала боевых действий в театре работало и сколько осталось?

— До спецоперации у нас было около 40 актеров, на момент премьеры осенью 22-го — шестнадцать, большинство из них — из прежнего состава. Сейчас у нас уже 26 актеров, шесть артистов балета и одиннадцать музыкантов оркестра.

— И все это местные жители?

— Все местные. Только худрук из России.

Опубликовано:21 апреля