Энди Уорхол фанател от его творчества, считая живым классиком. Его самым большим коллекционером была Барбра Стрейзанд. Он одевал Анну Павлову. А в США его называли исключительно «русским художником Романом де Тыртовым — Эрте». В залах РОСИЗО в Петроверигском переулке открылась уникальная выставка «Век Эрте», рассказывающая об удивительной судьбе и ярком творческом наследии выдающегося русского художника Романа Петровича Тыртова (1892–1990), избравшего псевдоним Эрте.
Скульптура «Французский петух».
Талант Романа Тыртова — графика, модельера, художника по костюмам, сценографа, скульптора, ювелира — блестяще проявился в каждой из этих областей и покорил публику новизной художественных приемов, мастерством рисовальщика. Безупречным вкусом мастер обязан родному Петербургу, в котором получил первые уроки профессионального мастерства. Именно отсюда 19-летний юноша маленького роста, хрупкого телосложения из семьи вице-адмирала, следуя за мечтой, отправился в Париж, чтобы стать одним из самых знаменитых художников в мире.
— Роман Тыртов оставил после себя богатейшее культурное наследие, которое послужит образцом вкуса, гармонии и стиля для многих поколений наших потомков. Его иллюстрации к гламурным журналам, костюмы, скульптуры и рисунки совершенны. Они зажигают в наших душах такой необходимый сегодня свет и вселяют уверенность в том, что именно красота спасет мир, — сказала, открывая выставку, гендиректор РОСИЗО Ольга Галактионова.
В основе экспозиции — цветные гравюры, созданные мастером в поздний период творчества, бронзовая пластика, предметы декоративно-прикладного искусства, журналы и обложки 1910–1930-х годов, а также театральные эскизы, существующие в единственном экземпляре. Впервые представлен полный цифровой архив — 200 журнальных обложек Романа Тыртова.
— Имя Эрте великолепно известно за рубежом и незаслуженно забыто у нас в России, — говорит куратор выставки Андрей Райкин. — А ведь этот человек повлиял на формирование эпохи ар-деко, ее уникального стиля, открыл его новые грани, многообразие. Каждая его работа — гимн красоте человеческого тела, захватывающая игра воображения и бесконечное преклонение перед своим единственным идеалом — движением танца.
Фото: Пресс-служба РОСИЗО
В экспозицию вошло более 80 предметов из частных собраний и государственных музеев, среди которых Московский музей современного искусства, Дом русского зарубежья им. А.Солженицына, музей-усадьба «Архангельское», а также театр «Геликон-опера».
Вот несколько интересных фактов из жизни нашего великого соотечественника: Эрте одевал Анну Павлову. Его самым большим коллекционером была Барбра Стрейзанд. Самой красивой женщиной в мире он считал итальянскую оперную певицу Лину Кавальери. В США Эрте называли исключительно «русским художником Романом де Тыртовым — Эрте». Обложки журнала «Харперс базар» 22 года подряд (с 1915 по 1936 гг.) выходили исключительно в обложках, оформленных Романом Тыртовым. В Голливуде в 1925 г. его встречал оркестр, который исполнял «Боже, царя храни!». С 1967 г. у него были ежегодные персональные выставки по всему миру, в том числе в музее Метрополитен. Энди Уорхол фанател от творчества Эрте, считая его живым классиком. Свое 95-летие Эрте справлял в башне Трампа. Он прожил 97 лет и работал до последнего дня.
Надо сказать, что выставка уникального художника изысканно оформлена: ненавязчиво деталями, нюансами обозначено время (начало прошлого века) и место (США, Голливуд, уголок России). На стенах семи залов, каждый из которых имеет свой цвет, цитаты Эрте, раскрывающие его как личность, его характер. «Я люблю быть один. Одиночество необходимо мне для работы и для жизни. Подобно коту, я тихий и независимый по своей природе». Или «Воображение — главное в моем творчестве. Все, что я делал в искусстве, — игра воображения».
Некоторые высказывания Эрте актуальны до сих пор. Например, он считал, что одежда подобна алхимии. «Мода не должна напоминать униформу. Каждый должен сохранять свою индивидуальность, адаптируя моду под свойства своей личности. Мода, которая становится обязательной, неминуемо сходит со сцены».
В последнем, седьмом, полукруглом зале впервые представлена серия гравюр Эрте «Семь смертных грехов» из собрания Московского музея современного искусства, которая прежде в России не выставлялась. Их сразу и не увидишь — «грехи» притаились за шторами. Как выглядят гордыня, жадность, гнев, зависть, прелюбодеяние (или блуд), чревоугодие и уныние, можно рассмотреть, если по очереди раздвигать шторы. Грехи, впрочем, как и все у Эрте, изысканны, безупречны в исполнении и с легкой иронией.
— Когда Эрте работал в мастерской, он свои работы, висевшие по стенам, закрывал шторами — чтобы не отвлекали. И только когда к нему приходили гости, шторы раздвигались, — поясняет Андрей Райкин.
На выходе публику провожает еще одна цитата: «Все в жизни меняется» — гласит пословица. Моя долгая, насыщенная и благополучная жизнь опровергает ее». Рекомендую запомнить.