В Кремлевском дворце с огромным успехом прошел Гала-концерт, посвященный 45-летию Театра балета Бориса Эйфмана. Набитый до отказа поклонниками творчества великого российского хореографа 6-тысячный зал не смог вместить всех желающих. «Лишний билетик» спрашивали не только на подступах к Кутафьей башне, но еще на выходе из метро. Это второе за всю историю выступление эйфмановского коллектива в Кремле. Первое — балет по роману Достоевского «Идиот» с Марисом Лиепой в главной роли — состоялось 42 года назад.
Олег Габышев и Мария Абашова в балете «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана».
Этот концерт, вместивший в себя отрывки из 11 балетов Эйфмана, по сути являлся своеобразной антологией творчества этого хореографа. Здесь были представлены произведения разного времени и разной тематической направленности: как знаменитые эйфмановские байопики, посвященные знаменитым историческим личностям, таким как Чайковский, Роден, Мольер, так и балеты, в основе которых лежат знаменитые литературные произведения.
Знаменитая на весь мир труппа была создана в сентябре 1977 года на основе существовавшего при Ленконцерте Ленинградского ансамбля танца, руководить которым назначили молодого, но уже известного в балетных кругах хореографа. Снискавший популярность такими яркими балетами, как «Гаянэ» на музыку Хачатуряна (1972, на сцене Малого театра оперы и балета, ныне Михайловский театр), или «Жар-птица» на музыку Стравинского (1975, на сцене Кировского, ныне Мариинского театра), молодой балетмейстер уже тогда обращался в своих работах к внутреннему миру человека.
Назвав свой коллектив ленинградским «Новым балетом», Борис Эйфман поставил на звезд Кировского театра Аллу Осипенко и Джона Марковского и новый спектакль «Двухголосие» на музыку Pink Floyd. Он использовал при этом жанр рок-балета — направления, в хореографии совершенно тогда неизвестного не только в Советском Союзе, но нового и в мировом хореографическом пространстве. За несколько лет до него к музыке этой популярнейшей британской рок-группы обращался и известный французский хореограф Ролан Пети, но насколько же разные это были спектакли! Многозначность и эмоциональность этой первой эйфмановской рок-композиции, напряженное исследование психофизического состояния своих героев уже тогда по сути являлись первыми подступами к разработке нового, изобретенного Эйфманом для русского балета направления психологического театра.
«Проникновение вглубь личности, в ее психологию, в тайны человеческого существования, желание открыть новые возможности хореографии как искусства философского, не просто эстетского или развлекательного, а такого, которое может нести очень глубокие и важные мысли о мире, о жизни» — это магистральное направление для театра и сегодня, 45 лет спустя. И сегодня, как и почти полвека назад, образный мир этого ставшего уже легендарным дуэта в исполнении новых солистов эйфмановского коллектива Артема Лепкова и Любови Андреевой широк и многозначен. Как и прежде, он завораживает зрительный зал как потрясающими сплетениями и красотой человеческих тел, так и своей философской многомерностью, напряженностью, эротической одухотворенностью.
Артем Лепков работает в театре Эйфмана всего три года, но сегодня это один из самых красивых и ярких солистов эйфманского коллектива. Танец этого артиста отличается выразительностью и наполненностью; танцовщик создает на сцене характеры сложные, глубокие и мятущиеся. Таков его Онегин из одноименного балета, таков и Вронский из «Анны Карениной». Исполненные в дуэте с выдающейся и опытнейшей балериной эйфмановского театра Марией Абашовой, эти исполнители выворачивают души своих героев наизнанку, создавая пластический эквивалент любому, самому потаенному душевному движению человека.
Балет «Анна Каренина», представленный в концерте не только в дуэтах с Вронским и Карениным (Сергей Волобуев), но и последней, поистине гениальной сценой гибели Анны, которую сминает своими колесами и поршнями машинообразый механизм, составленный из черной массы воспроизводящих механизированные движения поезда танцовщиков, «Евгений Онегин» по одноименному роману в стихах Пушкина, а еще поставленная по чеховской пьесе «Чайка. Балетная история», «По ту сторону греха» по роману Достоевского «Братья Карамазовы», «Эффект Пигмалиона» по пьесе Бернарда Шоу — во всех этих представленных в Гала-концерте балетах драматургической основой становятся произведения мировой классической литературы, что особенно характерно для творчества этого хореографа.
Отрывками из балета «Чайковский. PRO et CONTRA», принадлежащего к еще одному направлению в многогранном творчестве хореографа — балетам, в которых Эйфман обращается к гениальным историческим личностям, вдохновляющим его на творчество, — концерт открывался не случайно. Чайковский занимает в духовном мире Эйфмана одно из главных мест. К его музыке хореограф обращался не раз.
В репертуаре театра Эйфмана нет «Лебединого озера», но о том, при каких драматических обстоятельствах создавался этот самый популярный в мире балет, рассказала первая сцена Гала-концерта, в которой партию Чайковского мастерски станцевал Олег Габышев, а партию его жены Антонины Милюковой — Любовь Андреева. Другая сцена из второго акта этого спектакля (карточная игра) показывала нам Двойника, воплощающего противоречивые стороны личности гениального композитора (Сергей Волобуев), а Надеждой Филаретовной фон Мекк, меценаткой и покровительницей Чайковского, являющейся в сцене карточной игры еще и Дамой пик, стала одна из самых харизматичных балерин петербургской сцены Мария Абашова.
Феноменальный танцовщик и артист труппы Олег Габышев, работающий в театре почти 20 лет, наряду с Марией Абашовой, Дмитрием Фишером и Сергеем Волобуевым — самые опытные и любимые зрителями артисты этого коллектива. На них буквально держится весь репертуар компании, и они умеют создавать на сцене образы, намертво врезающиеся в память.
Показал Борис Эйфман на концерте и своих новых, еще незнакомых Москве солистов. Так, партию Треплева в отрывках из недавно переделанного хореографом балета «Чайка. Балетная история» на концерте исполнил Владимир Афоничкин. Конечно, он пока не так впечатляющ на сцене, как Даниел Рубин или Олег Габышев — артисты, танцевавшие эту партию ранее (уход Даниела Рубина из театра вообще большая потеря), но потенциал у танцовщика большой.
Заключительный дуэт Чекиста (или Комиссара, как партию переименовали в новой редакции балета) и Балерины из балета «Красная Жизель», драматически происходящий на фоне спасающих свою жизнь и бегущих из страны с пожитками и чемоданами людей, бредущих по пандусу, словно Тени из «Баядерки», производит впечатление всегда. Это фактически даже не сцена из балета, а совершенно законченный сам по себе номер. Но то, с каким драматическим наполнением он был исполнен в этом концерте Игорем Субботиным и Дарьей Резник, видеть приходится нечасто. Мощнейшая фигура Игоря Субботина — прекраснейшего ведущего танцовщика эйфмановского коллектива, вздымающего над головой в сложнейшей головоломной поддержке искореженную в душевных муках фигуру балерины Дарьи Резник (к слову, это первое выступление артистки, вышедшей недавно из декретного отпуска), потрясает и пробирает до корней волос, до мурашек по телу…
Владимир Афоничкин и Мара Тудосе в балете «Чайка. Балетная история».
Одним из самых знаменитых спектаклей эйфмановского коллектива, основанных на литературной классике, является «Мастер и Маргарита» — балет, ознаменовавший новый этап в творчестве хореографа. Эта постановка также вошла в анналы истории всего балетного искусства в целом. Сегодня к этому произведению Булгакова обращаются многие хореографы. В прошлом сезоне хореограф Эдвард Клюг поставил по «Мастеру и Маргарите» в Большом театре свой очень удачный балет. Но именно спектакль Эйфмана, поставленный им к десятилетию своего театра в 1987 году, стал первым обращением в мировой хореографии к популярнейшему роману Булгакова. На музыку Андрея Петрова хореограф создал пользовавшийся тогда огромным успехом у публики и не утративший своего значения и сегодня потрясающий спектакль, которого, к большому сожалению, сегодня нет в репертуаре театра. Однако для зрителей юбилейного концерта балетмейстер сделал приятный сюрприз: звезды его театра Олег Габышев и Мария Абашова с большим мастерством исполнили возрожденный из небытия фрагмент этого спектакля.
Артем Лепков и Любовь Андреева в балете «Двухголосие».
Балеты Эйфмана всегда интереснее смотреть целиком, а не в дуэтах и отрывках из спектаклей. Переживать вместе с артистами все взлеты и падения, смятение и жесточайшие повороты судьбы героев, а в конце неизменно испытывать потрясение-катарсис… Поэтому свой концерт в Кремле Борис Эйфман попытался выстроить по тем же самым законам, по которым он строит свои знаменитые спектакли. Дуэты, трио и квартеты центральных героев его балетов здесь чередовались с массовыми сценами в исполнении гениального эйфмановского кордебалета, главного действующего лица его спектаклей; драматические или лирические эпизоды — с танцующимися в бешеном темпе композициями; отрывки из балетов, основанных на великих произведениях мировой литературы, сменялись «балетами-биографиями». Помимо «Чайковского» это такие балеты, как «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана», «Роден», в отрывках из которого зритель имел возможность увидеть творческую лабораторию великого французского скульптора, воочию увидеть как он ваяет свои знаменитые скульптуры, а также «Красная Жизель» — один из самых лучших балетов Эйфмана, посвященный личности и судьбе гениальной балерины Ольги Спесивцевой. Заканчивался же Гала-концерт соревнованиями по бальным танцам — потрясающей воображение сверканием страз и вихлянием бедер (тут артисты Эйфмана пародируют движения «бальников») массовой сценой из балета «Эффект Пигмалиона»
Игорь Субботин и Дарья Резник в балете «Красная Жизель».
Как всегда, во всех своих спектаклях Эйфман показывает новые возможности и новую драматургию танца, выражающую психофизику человеческого тела, человеческих эмоций и страстей. Насыщенная головоломными дуэтами, трио, интереснейшими связками и акробатическими поддержками хореография Эйфмана, показанная на Гала-концерте, не содержала ни одного пустого движения. Это не просто красивая и интересная, но бессмысленная хореографическая лексика, которую сейчас в избытке умеет сочинять множество современных хореографов. Каждое па, каждая связка в балетах этого хореографа, при этом весьма разнообразных в своей стилистике и хореографической лексике, — исследование психофизических глубин, таящихся в человеческом существе, отражение психологии эйфмановских героев. И в этом — главный урок, данный этим Гала-концертом великим балетмейстером молодым хореографам.