В финале фестиваля имени Леонида Филатова все призы забрала 19-летняя поэтесса

Современная русская поэзия стремительно молодеет. 29 мая в Центральном доме актера прошел финал поэтического фестиваля имени Леонида Филатова, итогом которого стала почти сенсационная победа 19-летней Елизаветы Евстигнеевой из Москвы. Какие тенденции в современном литературном процессе помог выявить фестиваль? О чем пишут, думают и каким видят будущее молодые литераторы? Об этом мы поговорили с основателем и художественным руководителем Московского театра поэтов Владом Маленко.

В финале фестиваля имени Леонида Филатова все призы забрала 19-летняя поэтесса

— У нас одно мерило — качество текста. Мы как раз говорили, что одни победители у нас сейчас «на Верхнем Ларсе», а другие собирают деньги на беспилотники для российской армии.

— Сложилось впечатление, что большинство членов жюри из патриотического лагеря?

— Это обманчивое впечатление. Я не назвал бы Игоря Волгина, Дмитрия Воденникова, Андрея Щербака-Жукова или Светлану Шетракову «идейно окрашенными» писателями, зет-поэтами. Не люблю этого слова, потому что получается, что зет-поэтом я в 7 лет стал, когда на салют смотрел из окна в Оружейном переулке. Я жалею, что на церемонии не было Всеволода Емелина, знатока поэзии и интеллектуала. А что касается текстов ребят, то они стали глубже. Девять лет же прошло, этого достаточно для оценки динамики развития. Из произведений испарилась инфантильность.

— Поколенческая?

— Да, они в нее играли, потому что это приветствовалось — спектаклями, перформансами, статьями в газетах. В том, что их окружало, была разрушительная необязательность к жене, родителям, родине и отсутствие любви к жизни, было заигрывание со смертью. С тех пор, как началась спецоперация, все несколько протрезвели. Сегодня молодые писатели философствуют, думают и натыкаются в итоге на истину.

— Юная поэтесса-победительница, имя которой теперь прозвучало во всех СМИ, действительно заслуживает оказанного внимания?

— Мы к ней давно присмотрелись. Эта 19-летняя девочка сделала всех. Я думал, победит Константин Комаров — потрясающий филолог и поэт.

— Сами за кого болели, признайтесь?

— За Софью Юдину. Абсолютно чистый ребенок. Мне нравится, что она делает на площадке. Болел за нее и Дмитрия Терентьева. Как поэт он являет исконные, орнаментальные вещи, близкие к Есенину или к Василию Белову. А что касается победительницы — Лизы, то на мне сейчас огромная ответственность, нужно выполнять ее просьбу.

— Что случилось?

— Я буду разговаривать с ректором ЛИТа о ее восстановлении там. Не знаю, как правильно это сделать. Правила и законы нарушать нельзя. Посоветуюсь с Игорем Волгиным.

— Ее отчислили?

— Да. Не знаю подробностей, но тут такая история, что я даже процитировал со сцены слова Ахматовой: «Какую биографию делают нашему рыжему». Лиза, конечно, не рыжая и не Бродский, но «отчислили» звучит в данном контексте красиво. Она стояла с двумя призами («Филатов Феста» и призом зрительских симпатий) и произнесла: «У меня единственная просьба: чтобы родители не волновались, восстановите меня в Литературном институте».

— Финал омрачился мини-скандалом с обвинениями в накрутке голосов за потенциальных победителей. Как ситуацию удалось разрулить?

— При голосовании в соцсетях невозможно установить механику гипотетической накрутки. Мы спрашивали у опытных блогеров, специалистов по сетевой безопасности, и они посоветовали сделать так, как мы поступили. Провели второй тур, в котором уже ничего точно невозможно было накрутить. Но это вызвало протест финалистов и оскорбления с их стороны. Пару человек заявили о неучастии. И тогда мы пригласили всех троих, кто боролся за симпатии зрителей в Сети, в финал, чтобы не было кривотолков. 29 мая мы встретились как друзья.

— В комментариях я видел упрек, что на «Филатов Фесте» побеждают актеры, притворившиеся поэтами.

— Категорически не согласен. У нас может победить автор, который с трудом говорит на публике. Поэт из Санкт-Петербурга Евгений Дьяконов, работающий экскурсоводом, обладает навыком внятного обращения к людям. Эту маяковскую внятность я очень ценю. Когда Достоевский произносил речь о Пушкине в Благородном собрании, он это сделал на зависть всему будущему МХАТу. Даже Тургенев заплакал, и они помирились. Он так круто прочитал «Пророка», что ему бы позавидовали Щепкин и Мочалов. Посмотрите, как молодой Бродский поет — как древний грек! Это я не вспоминаю про наших шестидесятников — Евтушенко, Вознесенского и Ахмадулину. А как читала Ахматова свои стихи, а Блок лекции. Как выступал Северянин! А какой «неактерский актер» Сергей Есенин! Уверен, что поэту нужно уметь быть актером.

Победитель Елизавета Евстигнеева сказала «МК»:

— Я очень рада достойно выступить, рада, что компетентные люди так высоко оценили мои произведения. Игорь Леонидович (Волгин. — И.В.) поставил мне самый высокий балл.

Вот одно из стихотворений Елизаветы:

Причастие воскресное.

Дитятко, подойди.

Земное и небесное —

Всё у тебя впереди.

Над храмом безмолвно стынет

Позолота старинных цат.

Кусочек за Сына,

Ложечку за Отца.

Опубликовано:1 июня