Когда мы говорим о конструктивизме, то в первую очередь вспоминаем стиль архитектуры, сформировавшийся на заре советского государства. Лаконичные здания, которые отличают предельная функциональность, геометризм и строгость форм. Однако конструктивизм проявился далеко не только в архитектуре, был он и в живописи, и в фотографии, а главное — в дизайне. Это образ мышления, язык, а не просто один из стилей эпохи авангарда. Об этом рассказывает выставка «Логос: голос конструктивизма», открывшаяся в одном из ярких памятников архитектуры этого направления.
Центр Зотов занимает здание хлебозавода, который был первым конструктивистским решением в своей области. В 1931 году на Ходынской улице заработал первый в своем роде кольцевой конвейер по производству мучных изделий, где архитектура была подчинена производственным задачам. Наверху делали закваску, потом масса спускалась этажом ниже, где делалось тесто, далее попадало в разделочное отделение и, наконец, на нижний этаж — прямиком в печи. Цилиндрообразное здание, названное именем одного из главных строителей механизированного хлебного производства СССР Василия Зотова, напоминает пирог и представляет собой яркий пример конструктивистского мышления в архитектуре. Новая выставка, открывшаяся в стенах отреставрированного пространства, расширяет привычный взгляд на явление.
Архитектура выставки конструктивно вводит в тему. Первый этаж максимально лаконичен с точки зрения визуального выставочного материала. По кругу установлены экраны, на которых демонстрируется более 150 текстов, исторических и современных, посвященных включению машин в общественную жизнь. «Манифест манифестов» помогает осознать, что актуальные вопросы нашего настоящего и будущего (в первую очередь об искусственном интеллекте) корнями уходят в начало ХХ века, когда и был рожден конструктивизм. ИИ работает с блоками информации по тем же принципам, которые некогда заложили в основу новаторского мышления и языка конструктивисты.
О нем речь выше — на втором этаже, который открывается моделью башни Татлина. Проект семиэтажного вращающегося здания так и не был осуществлен, но он наглядно показывает движение мысли человека начала ХХ века. Такой эпиграф к выставке «Логос: голос конструктивизма» — своего рода метафора новой реальности, требовавшей создания новых социальных отношений, а значит, и нового языка. Далее зритель погружается во все тектонические реформы, которые происходили в новорожденной советской России. Здесь и яркие выступления футуристов, которые, обернувшись в плакаты, декламировали свои манифесты. Книги о заумном языке Крученых. Первые фотографии, сделанные методом монтажа. Живопись, плакаты, журналы, проекты памятников, декоративно-прикладное искусство. Все это писалось ярким, доступным, плакатным «пером».
Следующий этаж более предметно исследует место конструктивизма в создании новой реальности. Здесь разбираются приемы и методы, которые использовались в печатной графике и книжном дизайне. Экспонатов очень много — из них конструируются главы и разделы, которые иллюстрируют манифест Эль Лисицкого: «Текст должен производить тот же эффект, что голос и жесты оратора». Акценты тогда придумали расставлять в печатной графике с помощью «модульной сетки», которые используются по сей день. Тексты печатались «скульптурными» шрифтами, которые опять же помогают расставить акценты, захватить и удержать внимание. Среди экспонатов есть малозаметный, но важный артефакт середины 1920-х годов, который наглядно показывает, как распределяется внимание на листе — при писании и чтении. Это психологическое исследование на тетрадном листе объясняет значение монтажа для создания нужного восприятия.
Сегодня мы часто слышим о «клиповом сознании», и оно свойственно отнюдь не только тем, кто живет в ХХI веке интернет-технологий и лавинообразной информации. И здесь это наглядно видно. Сама выставка — тоже как лавина: обрушивает на зрителя немыслимое количество материала, после погружения в который мы попадаем в зал с бесчисленным количеством экранов, где мелькают советские «клипы». Перед нами плакатный монтаж — из фраз и образов, конструктивно сложенный в яркий образ.