Соблазн Вячеслава Зайцева: великий кутюрье вновь удивляет своими нарядами

В Реставрационно-хранительском центре Эрмитажа выставлены костюмы и платья Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина. Прослышав об этом, я воодушевилась: «Наконец-то на берегах Невы поностальгирую возле платьев Вячеслава Михайловича, одно из которых я наверняка демонстрировала в бытность моделью…» Но не тут-то было!

Соблазн Вячеслава Зайцева: великий кутюрье вновь удивляет своими нарядами Демонстрация коллекции «Соблазн» в Доме моды Славы Зайцева.

Как оказалось, выставка проходит в рамках экскурсии по залам Реставрационно-хранительского центра Государственного Эрмитажа «Старая деревня», который находится в отдаленной части Санкт-Петербурга.

На входе я немного огорчаюсь, узнав, что экспозицию работ Зайцева можно увидеть только во время экскурсии по всему зданию центра — времени у меня немного. В составе группы захожу в зал хранилища и… Через несколько минут разочарование сменяет полный восторг. Завораживают своим боем и звонами императорские часы — их кропотливо восстановили для публики 10 мастеров-реставраторов Эрмитажа. Потрясает воображение настоящий восточный шатер, подаренный турецким султаном Екатерине II за три года до окончания ее царствования — гости экскурсии имеют возможность разместиться внутри этого шатра на отдых.

Поразительное впечатление оставляют залы, где представлен гардероб великого русского царя Петра I. Уникально в них то, что все они имеют вид, будто их только вывесили из шкафа — по этикету царь надевал один и тот же костюм от одного до трех раз. Но Петру, как истинному самодержцу, этикет был нипочем, и среди прочих мы видим его заношенный голландский ремесленный костюм, охотничий плащ, шкиперский кафтан. Роскошные домашние халаты Петра выглядят огромными — ведь, как известно, царь обладал гигантским ростом 2 м 4 см. Обувь царя за стеклом стенда — размера 40 с половиной, а не 38, как зачастую принято считать. Но все равно для такого роста оба эти размера, конечно, чрезвычайно маленькие! Трудно представить, как в такой обуви царь Петр, по рассказам современников, передвигался стремительно.

И вот наконец я приближаюсь к цели своего визита — залу с произведениями Зайцева и Юдашкина. Именно так, ведь оба они — академики Российской академии художеств, народные художники Российской Федерации! Платье Валентина представлено одно — это знаменитое «полуголое» платье-шедевр из черного прозрачного кружева. Под него надевают нижнюю юбку телесного цвета. Надевая такое платье, стоит учесть, что цвет кожи под тонким кружевным полотном должен сочетаться с цветом ткани юбки. Под черным кружевом это дает эффект обнаженного тела.

В предвкушении я поворачиваюсь к зайцевским стендам, и… меня шокируют слова экскурсовода: «Первый костюм принадлежит коллекции «Чума», выпущенной в середине 1990-х…»! А я же работала в Доме моды и прекрасно помню эту коллекцию — как она резко контрастировала с остальными, классическими его коллекциями, воспевающими красоту женщины! «Чума» — это вычурные цвета, ломаные линии, рваные края платьев, гротескный макияж… Увиденный элегантный костюм больше соответствовал подобным из коллекции «Соблазн», вышедшей годом позже.

За разъяснениями я обратилась к хранителю коллекций Государственного Эрмитажа и куратору выставки работ наших великих кутюрье Нине Тарасовой. Вот что она рассказала:

— Коллекция «Чума» изначально вызывала интерес из-за своего названия. На выставке 2016 года из «Чумы» был только этот ансамбль, который вы видели в «Старой деревне». Когда я спросила у Вячеслава Михайловича, почему коллекция так названа, он ответил уклончиво: «Да-а, было дело…», вдаваться в подробности не стал. Тогда у нас шел весьма сложный монтаж экспозиции, и на разговоры не было ни сил, ни лишних минут. Теперь я жалею, что многие вопросы так и остались без ответа…

Все было сделано меньше чем за 48 часов. В монтаже участвовали сотрудники и волонтеры Эрмитажа, им помогали студенты и преподаватели Университета промышленных технологий и дизайна. В кратчайшие сроки была проделана огромная работа по размещению экспозиции. По-моему, в эти два дня не волновался за исход дела только одни человек: сам Вячеслав Михайлович. Он повторял: «Ниночка, не переживайте, все будет хорошо».

Часто присаживался в кресло отдохнуть (он уже тогда чувствовал себя не очень хорошо), но если в зал приходили желающие поприветствовать Маэстро или сфотографироваться с ним (а это были целые делегации) — никому не было отказано. Более того, Вячеслав Михайлович вставал, приосанивался, категорически убирал из кадра трость и улыбался своей знаменитой улыбкой. Очень светлый и солнечный человек.

Мы условились тогда с Зайцевым, что по окончании выставки он подарит в коллекцию Государственного Эрмитажа костюмы, наилучшим образом отражающие характерные черты его творчества.

Особенно эффектно костюмы смотрелись в фойе 12 мая на открытии выставки памяти выдающихся модельеров. Но оставить их там не было никакой возможности: избыточно много света, неизбежные сквозняки входной зоны, отсутствие нужных для хранения костюма условий по температуре и влажности. Так что за стеклом, рядом со скульптурой и на фоне французских гобеленов XVIII в., платьям Вячеслава Михайловича и Валентина Абрамовича очень комфортно. А мне, как хранителю этой коллекции — спокойно… Ведь наследие модельеров должно быть сохранено для отечественной и мировой художественной культуры.

…А мы, бывшие сотрудники Дома моды, вспомнили вот что: в самом начале коллекции «Чума» было отшито три «традиционных» зайцевских костюма. И, видимо, в Эрмитаже представлен как раз один из них, цвета корицы, с черным атласным узором. А далее Вячеслава Михайловича вдруг что-то внезапно вдохновило, и он на ходу сменил концепцию на гротесковую, декадентскую, эпатажную, очень нехарактерную для него. Так нам казалось изнутри. Уже следующая коллекция, «Соблазн», вернула на подиум элегантность и нежность знаменитого зайцевского силуэта.

СПРАВКА «МК»

В 2016 году в Петербурге с грандиозным успехом прошла выставка «Вячеслав Зайцев в Эрмитаже». Это была первая выставка современного отечественного кутюрье (до этого в Эрмитаже выставлялись только произведения «поставщицы двора Ея Императорского Величества» Надежды Ламановой в 2002 г.).

Опубликовано:7 июня