Вчера, 4 мая, знаменитого кутюрье, которого называли «Красный Диор», проводили в последний путь. Вячеслав Зайцев упокоился на кладбище в Щелково, что в 20 км от его дома в деревне Каблуково. Последние годы модельер, страдавший болезнью Паркинсона, не так часто выбирался в свет из своего трехэтажного особняка, больше напоминающего музей. Зайцев занимался живописью и графикой с 1990-го года и мечтал создать собственный музей. Что он говорил своими работами и может ли воплотиться его желание, разбирался «МК».
«Я – художник и художник – изначально». Так называлась выставка Вячеслава Зайцева на его малой родине в Иваново, которая открылась в 2017 года в местной библиотеке. Это цитата. Вячеслав Зайцев не раз говорил, что он не модельер, а художник. И всегда увлеченно рассказывал о своем творчестве, которые вышло за пределами мира моды и служило ему отдушиной.
«Моя живопись импульсивна, полна неожиданных для меня самого ликов, образов-символов, изобилуя выходами в астральный мир, мир ирреальный, в котором я нахожу ответы на мучающие меня вопросы, невысказанные обиды, разочарования, тревоги, душевные потрясения, неожиданные поступки; порою это сны, реализованные в рисунках, стихи, иногда и видения в ночи», – рассказывал он.
Зайцев начал писать в 1990-м году. «Тогда у меня в жизни началась новая эпоха — произошло становление Дома моды, началась стабильная жизнь. С тех пор всю свою боль, я отдаю картинам. Вот почему на моих полотнах все лица странные, страдальческие? Для меня живопись – это освобождение души», – говорил кутюрье.
Его герои, действительно, смотрятся странно и, кажется, страдают. Некоторые лишены рук, у других по несколько носов, третьи совсем не похожи на людей. Большинство работ написаны в печальных зелено-синих тонах. В них чувствуется влияние Пабло Пикассо. Такое искусство в советское время называли «другим».
Живопись Зайцева нельзя назвать новаторским прорывом в изобразительном искусстве, но она точно отражает его внутренний мир. А еще она не похожа на романтические образы, которые он создавал для подиума. И отличается от графики. Если на холсте он писал своих необыкновенных существ плавными линиями и словно в сновидческой дымке, то в графических рисунках чувствуется острота и угловатость.
Впервые свои живописные и графические опыты кутюрье показал публике на двух выставках в Бельгии в 1993 году. С тех пор его работы не раз показывались на разных арт-площадках мира. Работы Вячеслава Зайцева есть в собрании Третьяковской галереи (Москва), музея Прадо (Мадрид), Галереи современного искусства (Варшава), а также в частных коллекциях.
В 2021 году прошла его выставка в московском музее «Собрание», где показывались, как его модели и эскизы, так и картины, стихи и фотографии. Да, Зайцев еще и писал. Поэтический талант в нем открылся после смерти матери, когда ему было уже за 40. Вот одно из его стихотворений:
Я в одиночество вхожу.
Дверь открываю, спешу
Зажечь теплоизлучающий фонарь.
Поток его лучей спешит
Меня согреть и успокоить.
Но знаю я один, как это тяжело.
Мне тяжело, другому, видно, так же.
Но тот, другой, одиночество души моей
Понять лишь только внешне сможет.
Уйдет, останусь я опять один –
И все сначала.
На той выставке 2021 года Вячеслав Зайцев объявил, что мечтает открыть народный музей своего творчества и начал сбор средств. Кажется, дом Каблуково он обставлял с надеждой на то, что его мечта сбудется. По сути, это уже готовая экспозиция: интерьеры решены в трех цветах – белом, красном и черном, которые доминируют и стиле кутюрье; на манекены одеты наряды, которые Зайцев показывал и в музеях; стены украшены авторскими картинами и фотографиями.
В прошлом году в честь 100-летия Картье Вячеслав Зайцев устроил распродажу своих картин, написанных в дни пандемии. Цены начинались от 600 тысяч рублей, но ни одна так и не была тогда продана. Впрочем, на арт-рынке его графические и живописные работы продаются.
Так, в 2001 году на аукционе Sotheby's ушла с молотка небольшая пастель под названием «Шляпа с фруктами, или эротический кошмар» (48 * 63 см) – за £6809 (то есть свыше 600 тыс. руб.).
В 2009 году чернильный рисунок обнаженной был продан на MacDougall's за £ 4408. А с 2019 по 2021 годы зафиксировано несколько продаж на разных российских аукционах.
Например, акварельный портрет Аллы Пугачевой (1980-е) был продан за 10 тысяч рублей, а рисунок фломастером «Три грации», где изображены обнаженные девушки, ушел за 22 тысячи рублей. С точки зрения арт-рынка – цены умеренные.
Специалисты считают, что в продажах свое дело сыграло имя известного модельера, асами продажи были случайными и спонтанными. Но кто знает, как обернется дело после ухода законодателя моды из жизни: так уж устроен художественный рынок, после смерти мастера цены на его произведения неизменно растут.
И если родственники грамотно распорядятся его наследием, быть может, мечта Вячеслава Зайцева воплотится в жизнь. Пока они не готовы давать комментарии. На похоронах ни сын Егор, ни внучка Мария не сказали ни слова журналистам.
Однако Вячеслав Зайцев уже вошел в историю – как именитый модельер и самобытный художник. У него было свое видение красоты, которое по-разному отражалось гранями его таланта. Но все творения Зайцева созданы с предельной искренностью – будь то «русская коллекция» одежды, созданная в 1963 году, которая стала протестом против унылой советской моды и триумфально показывалась в Париже спустя 25 лет, или живопись «с выходом в астральный мир».
Быть может, время, чтобы открыть менее известную грань творчества Вячеслава Михайловича, еще придет.