В музее-заповеднике «Горки Ленинские» выступила заслуженная артистка РФ Нина Шацкая. Публика слушала концерт, получивший название по одной из песен программы — «Любовь — волшебная страна» (на стихи Марины Цветаевой, из кинофильма «Жестокий романс»), сидя в мягких креслах-мешках на лужайке Французского парка, расположенной перед главным домом усадьбы. Слушатели остались в восторге от бархатного голоса певицы и уютной атмосферы концерта под открытым небом, который нельзя назвать проходным. Как раз сейчас усадьба переживает перезагрузку, ведь это место связано не только с именем Владимира Ленина.
Фото: Игорь Харитонов
Музей-заповедник «Горки Ленинские» — одна их самых посещаемых подмосковных усадеб: в прошлом году там побывало 225 тысяч человек, что стало рекордом для этого места с 1970 года. Тропа народная не зарастает в первую очередь из-за интереса к фигуре ее самого знаменитого обитателя — Владимира Ленина, который доживал здесь последние дни и скончался тут 21 января 1924 года. Однако история усадьбы связана не только с вождем пролетариата.
На протяжении нескольких столетий Горки были имением дворянского рода Спасителевых, получивших такую фамилию благодаря одному из предков — католическому священнику Сальвадору, который прибыл в Москву в свите брата Софьи Палеолог и принял православную веру (при крещении присутствовал сам Иван III). В ХIХ веке усадьба принадлежала русскому литератору и поэту, генерал-лейтенанту эпохи наполеоновских войн Александру Писареву. А в начале ХХ века ее выкупила Зинаида Морозова. После смерти своего второго мужа, известного мецената Саввы Морозова, она вновь вышла замуж — теперь за московского градоначальника Анатолия Рейнбота, продала свой особняк на Спиридоновке и приобрела Горки. Усадьбу перестраивал под вкус хозяйки Федор Шехтель. Архитектор трепетно отнесся к исторической территории и даже сделал изогнутой дорогу, по которой гости приезжали в усадьбу, чтобы оставить нетронутыми курганы вятичей. В Горках Зинаида Морозова разводила розы, устраивала светские вечера и принимала гостей. Сразу после революции имение получило охранную грамоту и использовалось как санаторий.
При Ленине, который впервые оказался здесь после ранения 1918 года, а с 1923 года жил постоянно, почти ничего не поменялось. Разве что в главном доме сделали новые перила, чтобы больному было проще подниматься на второй этаж. От Морозовой и Рейнбота сохранились исторические интерьеры, библиотека, мебель.
Фото: Игорь Харитонов
Осенью у музея-заповедника появился новый директор — Алиса Бирюкова, прежде возглавлявшая Департамент культуры Владимирской области. Она надеется переформатировать территорию так, чтобы, сохранив память о Владимире Ленине, рассказывать и о других владельцах и обитателях усадьбы. Как раз сейчас в южном корпусе музея, где после революции располагалась столовая санатория, открылась выставка, посвященная Зинаиде Морозовой. Наряду с ней концерт известной исполнительницы романсов Нины Шацкой стал одной из первых ласточек обновляемого музея.
Фото: Игорь Харитонов
Нина появилась перед публикой на крыльце главного дома в элегантном блестящем платье в пол. Зрители устроились в теньке — на мягких креслах-мешках. Аккомпанировал пианист Виталий Коваленко. После концерта зрители поделились своими впечатлениями. «Удивительный вечер! Отличная погода, душевная атмосфера и, конечно, романсы в исполнении великолепной Нины Шацкой! Большое спасибо организаторам и сотрудникам усадьбы!» — отметил один из слушателей. «Усадьба — идеальное место для этого жанра!» — добавил другой.
Фото: Игорь Харитонов
С ним сложно не согласиться. «Золотой век» русского романса пришелся как раз на начало ХХ века, когда имение приобрело тот вид, в котором сохранилось до наших дней. Именно этому времени посвящена выставка «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой». А Нина Шацкая — одна из лучших певиц в этом полузабытом сегодня жанре. «Русский романс, из которого проистекает множество направлений музыкального искусства, — это неисчерпаемая сокровищница, которую Нина очень умело, очень тонко разрабатывает», — считает, например, известный дирижер Сергей Скрипка.