Одним из ярких событий только что завершившегося Московского кинофестиваля стал документальный фильм «Джаз 100», представленный Игорем Бутманом. Двухчасовая лента больше похожа на кино энциклопедию, подробную, точную, но не сухую, а с живой энергией, эмоционально окрашенную, по которой теперь смело можно изучать столетнюю историю отечественного джаза, прошедшего по своему сложный, драматичный, а временами и трагичный путь.
Из архива Кирилла Мошкова.
Это большое кино о нашем джазе. Он был снят за 48 съёмочных смен, имеет 71 час отснятого материала, в нем 65 героев и уникальные фрагменты кинохроники, долгое время считавшаяся утраченной. Представляя зрителям картину, сценарист Кирилл Мошков признался, что думал — писал сценарий полтора года, а оказалось 25 лет. Именно столько он занимается изучением истории джаза, став крупнейшим его теоретиком в стране. А режиссёр Александр Брынцев, перефразировав слова главного идеолога эстетизма Уолтера Патера, о том, что «любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой», уточнил, что оно стремится стать джазом. И ни разу не покривил душой.
И вот уже на экране исходная точка российского джаза — Москва, ГИТИС, 1 октября 1922 года. Да-да, в театральном институте, в нынешней 27-й аудитории состоялся первый концерт «Джаз-банд Валентина Парнаха». Именно этот субтильного вида и пластичный человек завез в СССР американскую музыкальную диковинку. Он писал стихи и занимался эксцентрическим танцем, который и сегодня удивляет престранными, анти классичными и дерзкими движениями. Но джаз-банд энтузиаста нового вида танца и музыки понравился Мейерхольду, который пригласил музыкантов участвовать в своём спектакле «Великодушный рогоносец» в ГосТиМе (Государственном театре имени себя). Но, похоже, знакомство театрального новатора с детищем Парнаха состоялось раньше.
Фильм «Джаз 100» разбит на шесть глав, зафиксировавших различные этапы его становления и развития: эпоху первопроходцев, время так называемого разгибания саксофонов и Оттепели, а также осевое время советского джаза, время от застоя к Перестройке, смену джазовых эпох, и, разумеется, джаз новейшей истории. Стройная система — никто не забыт, ни один факт не упущен. Гидами в путешествии по джазовой истории и комментаторами в фильме выступают Игорь Бутман, Кирилл Мошков, и, что немаловажно для такого фильма, известные актеры — Виктор Сухоруков, Евгений Миронов, Алексей Гуськов, Виктор Добронравов и Аня Чиповская. Кстати, для неё участие в фильме носит ещё и личный характер — она дочь известного джазмена Бориса Фрумкина.
С экрана мы узнаём, о первых шагах музыки чёрных по русской земле, о том, что первым эстрадником, удостоенным звания заслуженного артиста республики Белоруссии, в СССР в 1943 году стал джазмен-инструменталист трубач Эдди Рознер, что впрочем не помешало властям через три года отправить его в Хабаровский край в лагеря. Спасибо, что там он не лес валил, а руководил собранным им из заключённых-музыкантов оркестром. А первым Народным артистом среди эстрадников в 1965-м году стал певец, музыкант, актёр Леонид Утёсов, совсем не чуждый джазу. В Госархиве кино и фотодокументов в Красногорске нашлись первые звуковые съёмки его Теа-джаза (Театрализованного джаза), запечатленного оператором в 1932-м. И там же — единственная уцелевшая копия фильма «С Новым годом» (1935), где снят оркестр молодого и талантливейшего Александра Цфасмана, а также фильм «Концерт-вальс». Считалось, что эти редчайшие кадры безвозвратно утрачены.
Из архива Кирилла Мошкова.
Именно Утёсову принадлежит выражение, которым он окрестил самый печальный период жизни нашего джаза — «эпоха разгибания саксофонов». Это те годы (1946-1954 г.г.), когда джаз, как искусство из Америки, был административно поставлен в невыносимые условия и фактически ушёл в подполье. Что интересно, полного запрета джаза, вопреки расхожему мифу, не было. Нет ни одного документа, который запрещал бы его. И как только началась Оттепель, джаз воспрял, быстро догнал мировую сцену по уровню развития и в 60-80-е годы прошлого века даже пользовался довольно широкой государственной поддержкой.
На экране 1957 — Фестиваль молодёжи и студентов: кто-то в красном пиджаке поёт на уличной эстрадке и по свободной манере держаться у микрофона, по выражению его лица видно, что это не наш человек. Кафе «Молодёжное» на Тверской — первый джазовый клуб, среди любителей джаза за столиком совсем молодой Андрей Тарковский. И дальше — галерея портретов молодых советских джазменов — Козлов, Фрумкин, Кондаков, Голощекин, Бриль, Кролл, Пономарев, и следующие за ними поколения, всерьёз и надолго подхватившие от них эту джазовую бациллу. Самоучки преимущественно с инженерным образованием добивались высот в новой для себя профессии. Так, в 70-е трубач Валерий Пономарёв уже играет в «Джаз Мессенджерс» барабанщика Арта Блэйки, а саксофонист Анатолий Герасимов — в оркестре Дюка Эллингтона. Уже в сентябре 1974 г-го в 26 российских музыкальных училищах будет открыта джазовая специализация, а в 1982-м в ВУЗе заработает и первая джазовая кафедра.
Валентин Парнах, 1924, фото Алексея Темерина. ГЦТМ им. Бахрушина
В 1996-м по России впервые гастролировал российско-американский джазовый ансамбль — квартет пианиста Андрея Кондакова с саксофонистом Игорем Бутманом, контрабасистом Эдди Гомесом и барабанщиком Ленни Уайтом. И в следующем кадре уже именитый Бутман рассказывает свою историю: как оказался в Штатах, чему там научился, с каким багажом вернулся.
А вот достижения новейшей истории: в 2019-ом музыкант из России — гитарист Евгений Побожий впервые победил на самом престижном в мире джазовом конкурсе — Хэрби Хэнкока в Вашингтоне.
После фильма я спросила Кирилла Мошкова — какой главный вывод сделал он, до буквы изучив судьбу отечественного джаза, отсмотрев километры плёнок?
— Главный вывод об истории российского джаза у меня такой: он мало того что выжил — он вполне жив. А сейчас, пожалуй, даже более жив, чем в прошлые эпохи. Позади великая история, но впереди ещё много интересного.