На ММКФ нагрянули призраки коммунизма и царства мертвых

В конкурсной программе 45-го Московского международного кинофестиваля показали фильмы из Сербии и Румынии, наполненные ужасами прошлого. Призрак коммунизма все еще бродит по Европе, а духи предков не отпускают румынских крестьян, заглянувших в бездну смерти.    

На ММКФ нагрянули призраки коммунизма и царства мертвых Кадр из фильма «След зверя». Фото: пресс-служба фестиваля

В основном конкурсе участвует сербская картина «След зверя» дебютанта Ненада Павловича. Он взрослый человек, давно получивший режиссерское образование, много лет снимал  клипы и документальное кино на телевидении.  Для полнометражного игрового дебюта Павлович выбрал произведение своего отца, известного югославского писателя Живоина Павловича. События происходят в коммунистической Югославии конца 70-х. Страна, считавшаяся у советских людей  олицетворением капитализма, несмотря на принадлежность к соцлагерю, и куда все стремились попасть как в настоящую заграницу, на экране она выглядит по-советски:  невзрачные типовые дома, убогий быт, деятельность спецслужб, таких же как КГБ. 

Известный белградский журналист пишет репортаж об убийстве, произошедшем в небольшом городке, которое неожиданным образом связано с другим убийством и деятельностью Комитета госбезопасности.  Он выходит на цепочку событий недавнего прошлого.  Он смелый человек, участвовал в студенческих волнениях 1968 года, но попал на крючок спецслужб. Роль влиятельного сотрудника комитета госбезопасности сыграл   великолепный сербский актер Предраг Манойлович, знакомый зрителям по фильмам  Эмира Кустуриц. Не так давно он приезжал на ММКФ. Зять его героя убит. А дочь Соня – местная красавица —  не очень горюет из-за смерти супруга. Она продолжает крутить романы, загорать на пляже, так что ей вслед говорят: развлекается, хотя тело мужа не остыло. Ей многое позволено, то, что запрещено другим. Такое ощущение, что все здесь либо служат в системе госбезопасности, либо завербованы ею. Вполне реальная история упирается в  нечто мистическое, вспоминается обряд, который все равно что эвтаназия в примитивной форме, когда дети и внуки отправляют пожилого и утратившего силу родственника на тот свет. Они его ударяют по голове, а тело сбрасывают. Это как символ бренности всего сущего. Разговоры идут о том, что Югославия не вечна, и те, кто стоят на страже ее  основ, на самом деле роют ей могилу. 

Еще один фильм основного конкурса — «Невеста мертвеца» — снят живущим во Франции с 1990 года румынским режиссером Корнелом Георгицем (иногда его называют Гергитом). В Москву он приехал из Тулуз, где его дом и работа. Сам режиссер говорит, что покинул Румынию после падения режима Чаушеску. Годы жизни в чужой стране не изменили его сознания: ментально он остался в Румынии. Впервые удалось встретиться с Корнелом в  2011 году на Международном кинофестивале «Золотой абрикос» в Ереване, где он представлял  картину «Европолис». Отчасти ее образы и атмосфера нашли дальнейшее развитие в «Невесте мертвеца». 

В «Европолисе» молодой крестьянин из восточно-румынской деревни получает телеграмму из Франции о смерти дяди, который много лет не давал о себе знать и оставил завещание, согласно которому должен быть похоронен на родине. Вместе с матерью парень отправляется во Францию, а потом с телом дядюшки возвращается назад. Дядя «материализуется» в привидение, витает над траурной процессией. Его тело везут в саркофаге с головой осла, и похоронная повозка превращается в шутовскую. На премьеру в Бухаресте режиссер принес гроб, и в начале того незабываемого мероприятия его организатор умер от сердечного приступа. Поскольку роль матери сыграла популярная румынская актриса, поклонники принесли ей множество букетов. «После премьеры у нас был гроб, покойник, море цветов, и появились свечи», –рассказывал Корнел  в Ереване. Интересно, что во французском блоке съемок принимал участие в качестве художника известный французский режиссер Брюно Дюмон, снявший в том же 2011 году фильм про сатану.     

Корнел Георгиц объяснил, из чего рожаются его фильмы: «В детстве я проводил каникулы в деревне у бабушки и дедушки в Карпатских горах. Мой дед по материнской линии — священник. Церковь стояла на холме посреди кладбища. В детстве  мы играли в  прятки в церкви и среди могил».  В своих фильмах он говорит о бренности всего живого, некой параболе смерти, причисляет себя к последователям Шагала  и Параджанова. 

В «Следе зверя» трое французов приезжают в расположенную в Карпатах деревню   снимать документальный фильм о народных традициях и верованиях. Съемочная группа без проблем сняла крестины и свадьбу, а на погребальный обряд не попала. Вдова покойного не впустила их в дом. Сколько ждать следующих похорон неизвестно. Группа берется  их инсценировать, задействует в постановочном ритуале местных жителей, готовых за небольшое вознаграждение сделать все, что угодно. Не очень-то они набожны.  Это потом местный священник заставит их пройти ритуал очищения от скверны.  Вечно пьяненький мужичок соглашается лечь в гроб, но в последний момент отказывается – страх оказывается сильнее.  В деревне живут глухонемая Ирина  и ее брат — сироты, воспитанные приемными родителями. Они согласны сниматься: брат в роли усопшего, а  сестра – в образе безутешной вдовы. Оператор Мартин (его сыграл Дункан Талуэ) влюбляется в Ирину, готов вытащить ее из румынской дыры и увезти во Францию. Она отвечает ему взаимностью, но преступив границы земного мира в шутовской форме, понесут божью кару.   

Документальное повествование переходит в мистику. «В основе реальные события, — говорит Корнел Георгиц. — На румынском телевидении снималась программа о крестинах, свадьбе и похоронах. Нашли для этого  алкоголика, двух сирот, сыгравших некоторые сцены. Но поскольку все снять не успели, понадобились зимние планы, и в деревню еще раз отправили оператора. А его там  закидали камнями. Эпизод с женщиной, которая «выпила» сердце ребенка, снят мной для фильма о ритуалах, над которым я несколько лет работал. Официальной премьеры «Невесты мертвеца» в Париже еще не было, состоялись только частные показы. Те, кто там посмотрели мою картину, сказали, что это очень румынское кино. В Бухаресте, напротив, фильм назвали французским. Я словно нахожусь на борту самолета, летящего из Франции в Румынию. В фильме согласились сниматься реальные священники. Сцена крещения, которую вы видели  в начале и  финале, реальная.  Мой подход – выбор неизвестных актеров. Ирину сыграла моя студентка Ману Флейту. Она не актриса, а режиссер, и не ошиблась ни в одном дубле, выполняла все как надо». 

Опубликовано:23 апреля