24 марта актеру Андрею Мерзликину исполнилось 50 лет. По первому образованию он радиотехник космического машиностроения. Получив надежную профессию, поступил на актерский факультет ВГИКа, где учился в мастерской Евгения Киндинова. Десять лет проработал в Театре под руководством Армена Джигарханяна и ушел, как только репертуарный театр стал в тягость и началась активная работа в кино.
В фильмографии Мерзликина больше 160 ролей. Это и исторические фигуры — Григорий Отрепьев в «Борисе Годунове» Владимира Мирзоева и Василий Шуйский в сериале «Годунов» Алексея Андрианова и Тимура Алпатова, и конструктор танков Михаил Кошкин, и драматург Александр Вампилов, и целый набор сотрудников спецслужб, военных, бандитов.
В Мерзликине постоянно находят портретное сходство с каким-нибудь известным человеком, сравнивают фотографии. И правда — похож. Это свидетельствует о том, что актер пластичный и универсальный, способный кардинально меняться и принимать любой облик.
Как только нужно показать силу и мужество — тут же вспоминают про Мерзликина. Требуется образцовый, идейный, «белый гетеросексуальный мужчина» — опять к нему. Мерзликин любит экспериментировать, готов к сотрудничеству с молодыми и безбашенными кинематографистами, но работать приходится иногда в том, что бог послал, с шаблонно мыслящими людьми.
Вспомним некоторые работы Андрея Мерзликина в театре и кино, за которые его хвалили и били, и которые составили плюсы и минусы его творческой биографии.
Живет такой парень — Вампилов
В 2018 году вышел фильм «Облепиховое лето» Виктора Алферова, где 45-летний Андрей Мерзликин сыграл 34-летнего драматурга Александра Вампилова. У него есть некоторое портретное сходство с героем, что во многом и определило приглашение на роль.
Кадр из фильма «Облепиховое лето». Предоставлен съемочной группой.
Автор «Утиной охоты» и «Старшего сына» утонул в озере Байкал 17 августа 1972 года за два дня до 35-летия. Плыл с другом в лодке. Мотор заглох. Друг спасся. Вампилов утонул. «Ну, я прощаюсь. У нас облепиховое лето» — это последние строки, написанные им в письме.
«Мне через два дня 35 лет, — говорит Вампилов в фильме. — Я здоров, ботинки не жмут».
Живет Вампилов в Иркутске, иногда бывает в чванливой Москве. Знакомится там с надменным Андроном Кончаловским в пижонском замшевом пиджаке, другими представителями столичной богемы, с Олегом Ефремовым, которому нужна пьеса про героев гражданской войны и первых подпольщиках. У таких простых и провинциальных парней, как Вампилов, отношение к московской жизни жесткое: «Им все время чего-то мало. Свободы? А я думаю, замшевых пиджаков».
В Иркутске душевнее, можно во дворе пить пиво с друзьями, жить по правде. Андрей Мерзликин играет мятущегося человека, образцового мужа и отца, который, правда, не разрешает жене краситься и распускать волосы. Он ведет нескончаемый диалог с умершим отцом, плывущем по Байкалу в лодке, что и становится предвестием трагедии. Отец наставляет сына: в жизни два пути – против течения или против совести. Вампилов находит свой выход.
Шукшин в гостях у Надежды Бабкиной
«Я не Василий Макарович Шукшин и не герой его рассказов. А человек, имеющий похожее мировоззрение», — говорит Андрей Мерзликин, рассуждая о спектакле «Калина красная», который идет в театре «Русская песня» под руководством Надежды Бабкиной. Там он играет Егора Прокудина, фактически самого Шукшина, иногда дублируя до мелочей его образ в фильме «Калина красная».
Постановщик спектакля Андрей Петрунь совпадений не видит и призывает не сравнивать две эти работы. Но не сравнивать невозможно. В этом весь фокус. Все тут, как в кино, только вместо Лидии Федосеевой Шукшиной Любу Байкалову играет ее дочь Мария Шукшина, а вместо Василия Макаровича на сцену выходит Андрей Мерзликин в узнаваемой шукшинской кепке и красной рубахе. И это вызывает почти детскую реакцию у зрителей.
С Марией Шукшиной в спектакле «Калина красная». Пресс-служба театра «Русская песня».
Так, спустя 43 года после выхода фильма, появился спектакль, где все поют и пляшут, где участвует коллектив Надежды Бабкиной, а она сама становится героиней шукшинского рассказа. Все кричит, гремит, шумит, несется в бездну. Дух захватывает от такой безудержной фантазии и соединения несоединимого.
Андрей Мерзликин играет Шукшина и в концертной программе «Шукшин. Человек Земли», где фактически выступает от его имени, рассказывая о жизни своего предшественника. А зрители ставят знак равенства между ними.
Фото: Андрей Мерзликин на кинофестивале российского кино в Кыргызстане.
«Бумер» — бандит Димон Ошпаренный
В 2003 году вышел «Бумер» Петра Буслова о лихих 90-х. Одного из бандитов по кличке Димон Ошпаренный сыграл Андрей Мерзликин. В компании своих лихих друзей — их роли сыграли Сергей Горобченко, Владимир Вдовиченков, Михаил Коновалов — крутой и опасный парень несется на черном ВMW, спасаясь от преследования.
Димон избивает дальнобойщика. Тот в ответ ударит его отверткой. Подлечится, и опять в путь. Компания несется неизвестно куда на автомобиле со спущенными колесами. По пути парни снимают проституток, пытаются совершить ограбления. Они молоды и способны на все. Сегодня вспоминать все эти похождения даже не интересно. В свое время удалая братва воспринималась чуть ли не как символ свободы. Они и теперь истинные герои для, кто застрял в 90-х.
«Броня крепка и танки наши быстры» — конструктор Михаил Кошкин
В 2018 году в военно-историческом и приключенческом фильме «Танки» Кима Дружинина, названным тогда еще министр культуры Владимир Мединский «правильным советским, российским, русским кино», Андрей Мерзликин сыграл забытого конструктора Михаила Кошкина. Он совершил в 1940 году 75-километровый пробег по маршруту Харьков-Москва на прототипах Т-34, прорвался к Сталину, преодолев множество препятствий, чтобы продемонстрировать свою боевую машину, а потом запустить ее в производство. Сталин одобрил разработки. А Гитлер причислил Кошкина к своим личным врагам.
Еще на этапе создания сценария именно Андрея Мерзликина авторы видели в главной роли, поскольку он казался очень похож на реального Кошкина. Если посмотреть на старые фотографии, то сходство и в самом деле очевидно. Хотя актер говорил о том, что суть не в этом. Главное — создать образ героя своего времени, для которого общественное ставилось выше личного.
Актер очень старался, был увлечен ролью, но преодолеть картонную фактуру было сложно. Многим казалось, что увиденное на экране оскорбительно по отношению к реальным героям. Критики назвали картину в числе худших по итогам года.
Самая смешная роль — гетеросексуальный режиссер
В 2021 году вышла короткометражка «Белый гетеросексуальный мужчина» Глеба Росса, и Андрей Мерзликин отважился поработать с никому еще не известным режиссером, сыном известного кинематографиста Славы Росса.
Действие происходит в недалеком будущем. Андрей Мерзликин играет режиссера, который исповедует традиционные ценности. Он мечтает снять фильм «Парни не плачут» о настоящей мужской дружбе, где герои намерены положить конец противозаконной деятельности предприятия по обработке мусора.
Кадр из фильма «Белый гетеросексуальный мужчина» . Пресс-служба фестиваля «Короче».
Прежде чем получить право снимать кино, нужно пройти комиссию. В ее составе — строгие и комичные эксперты: линейный продюсер и мужеподобное существо в женском платье Валера-Карина, ассоциативный продюсер и небинарная персона, настаивающая на том, чтобы в группе было меньше белых гетеросексуальных мужчин, темнокожий Жан Григорьевич — то ли женщина, то ли мужчина. Возглавляет экзотическое собрание гостья из цензурного ведомства Кира Владимировна.
История про простых парней и традиционные ценности повестке дня не отвечает. «У вас оба парня белые и русские. Почему это не узбек, не ингуш?», — говорят режиссеру. Еще один важный пункт для получения прокатного удостоверения — присутствие актеров не белой расы.
Герой Мерзликина теряет терпение: «Вы представляете себе эту массовку в шашлычной в Челябинской области?» Но ему дают понять, что «у белого гетеросексуального мужчины кина не будет», если он не прислушается к пожеланиям.
Со словами «Я вообще ухожу из кино» несчастный режиссер превращается в монстра и… отгрызает экспертам головы! Мерзликин может быть очень смешным, если режиссер умело обыграет его идеалы и принципы, найдет верную интонацию. Никакой самоиронии и рефлексии не требуется, а эффект превосходит все ожидания. Будь собой — железное правило для актера Мерзликина.