Приму Вахтанговского театра Людмилу Максакову, сидящую в центре зала, публика благодарит, чуть не в пояс кланяется. «Спасибо, — повторяет то и дело, — таких ребят воспитали». Максакова вежливо благодарит в ответ. Такую картину я наблюдаю после финала дипломного спектакля «Бесприданница», который только что отыграл четвертый курс Щукинского театрального института (педагог Анна Дубровская). А режиссером постановки выступила она — Людмила Максакова.
Фото предоставлено пресс-службой театра.
На студенческой сцене нет роскошных декораций. Да практически никаких нет — это не профессиональная сцена с ее сумасшедшими бюджетами, и задачи у дипломного спектакля все-таки несколько иные. Поэтому по заднику сцены на проекции — фрагмент городского пейзажа: абрис церквушки вдалеке, на первом плане — скамейка, ветви деревьев без признаков конкретного времени года. Не перегруженный деталями пейзажик тем не менее создает атмосферу города Бряхимова на Волге, где в позапрошлом (!!!) веке произошла история бесприданницы Ларисы Огудаловой, ставшая классикой русской сцены. Правда, не сразу: Александр Николаевич Островский писал пьесу четыре года, но после премьеры, составлявшейся в 1878 году в Малом театре, она провалилась.
Ажиотаж вокруг новой пьесы царил невиданный; в зале, как сообщали позже рецензенты, «собралась вся Москва, любящая русскую сцену». Ожидания, однако, не оправдались: по свидетельству обозревателя газеты «Русские ведомости», «драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей». Это был самый оглушительный провал в творческой биографии Островского. Успех к «Бесприданнице» пришел только через десять лет после смерти автора и длится по сей день. А в канун 200-летия драматурга «Бесприданница», как и другие его шедевры, в ореоле юбилея приобретают особое значение и звучание. Вот Людмила Максакова и поставила «Бесприданницу». Оценка — блистательно!
Фото предоставлено пресс-службой театра.
В тексте Островского ни слова не изменено, он практически не тронут поисками каких-то там новых смыслов. Как написано у автора, так и играют — сцена за сценой, раскрывая суть и русской жизни, и русского характера, столь многообразного в своей ментальности. Важное уточнение — играют строго по школе. А школа, то есть традиция, в Щуке, если судить по постановке Максаковой, живая. Действие начинается в кафе на городской площади, где встречаются два купца: старый Кнуров Мокий Парменович и молодой Вожеватов Василий Данилыч. Вполне себе в духе времени циничный диалог очень богатых людей про бедных, точно понимающих, что «всякому товару цена есть»… В том числе и живому. Сегодня разве по-другому?
Фото предоставлено пресс-службой театра.
Беспросветный цинизм персонажей Островского разыгрывают студенты. Точно следуя автору, с подробным разбором характеров, каллиграфичным рисунком ролей. Островский — ясный, прозрачный и, несмотря на известный текст, давно разобранный на цитаты — смотрится свежо, с интересом, как будто зрители впервые узнают историю про судьбу красавицы, но бесприданницы, которой и мать родная торгует, и друг детства продает, и любимый мужчина между ней и деньгами выбирает последнее. Во всяком случае, такой тишины практически на всех сценах, и особенно в самом драматичном втором акте, я давно не припомню в театре. Спектакль буквально летит, несмотря на то, что диалогов тут больше, чем действия, за что, кстати, современники упрекали драматурга.
— Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши? Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует.
— И хорошего ювелира.
— Совершенную правду вы сказали. Ювелир — не простой мастеровой: он должен быть художником. В нищенской обстановке, да еще за дураком мужем она или погибнет, или опошлится.
Фото предоставлено пресс-службой театра.
У Максаковой-режиссера театр на студенческой сцене такой, какой не часто встретишь теперь на профессиональной, — объемный, трепетный. Каждая роль без исключения сделана. Виден курс, виден потенциал будущих артистов. Главная героиня — безусловная звезда выпускного курса Полина Рафеева, одновременно и техничная, и глубокая. Видна подвижность психики, в ее игре много разных красок, которыми она с легкостью пользуется и, точно мастеровитая певица, переходит из нижней октавы в верхнюю. Недаром она уже приглашена в труппу Вахтанговского театра: ее ввели на роли текущего репертуара и даже доверили новые. Хороша и ее сценическая мать — Харита Игнатьевна, откровенно торгующая дочерьми, в исполнении Натальи Андроновой: тонкая, ломкая, готовая весь мир облапошить.
А мужские роли! Кого ни возьми — все уходят на аплодисментах: Иван Захава (Кнуров), Михаил Коноваленков (Вожеватов), Артем Геенко (Паратов) — уверенные в силе своего кошелька, циничные господа. В кульминационной сцене, когда Лариса поет романс «Не уходи, побудь со мною» под аккомпанемент нелепого Робинзона, эти хозяева жизни плачут натуральными слезами, что, впрочем, не помешает им погубить Ларису. Удивителен Карандышев (Андрей Батов), который очень точно провел своего героя через унижение маленького, но чрезмерно амбициозного, а потому смешного маленького чиновника к осознанной мести («Да разве людей казнят за то, что они смешны?»). Никите Худякову, несмотря на небольшую по объему роль Робинзона, удалось передать весь цинизм актерской профессии, который, по правде сказать, ни в какое сравнение не идет с цинизмом его хозяев.
Последним Людмилу Максакову поздравляет Сергей Шакуров, который пришел на спектакль. «У меня как будто крылья выросли», — признался ей Сергей Каюмович.