Спектаклем «Дикое танго» аргентинская компания Хермана Корнехо открыла шестнадцатый по счету Театральный фестиваль имени А.П. Чехова. Это уже второй приезд знаменитой аргентинской компании в Москву в рамках Чеховфеста, который впервые за более чем тридцатилетнюю историю проходит без своего основателя и гендиректора Валерия Шадрина, ушедшего из жизни в декабре прошлого года. Нынешний Чеховфест посвящен ему.
Фото: Александр Куров. Предоставлено пресс-службой Чеховского фестиваля.
Зал театра им. Моссовета в конце представления грохотал как стадион и стоя приветствовал артистов на поклонах. «Это большие артисты. Они превратили жизнь в искусство и подарили зрителям два часа счастья, — сказал об аргентинской труппе новый президент Чеховского фестиваля Михаил Швыдкой, вышедший на сцену вместе с руководителем Департамента культуры Москвы Александром Кибовским, чтобы открыть фестиваль.
В Буэнос-Айресе имя основателя и руководителя аргентинской компании Хермана Корнехо сверхзнаменито. В Аргентине его называют королем танго. «Дикое танго» — новый и суперпопулярный спектакль. Над ним Корнехо начал работать ещё в 2019 году, но из-за пандемии сроки выпуска спектакля изменились. Только в прошлом году коллектив вернулся к постановке и тогда же смогли её впервые показать.
Фото: Александр Куров. Предоставлено пресс-службой Чеховского фестиваля.
Это танго и правда дикое. Спектакль рассказывает о возникновении и становлении первоначально дикого, а ныне предельно окультуренного и суперпопулярного во всем мире танца. А возник он в 1880-е годы в Ла-Плата, на границе Уругвая и Аргентины, в бедных портовых городских районах с преимущественно смешанным эмигрантским населением как сплав культур выходцев из Европы, Африки и исконного населения Южной Америки. Этот танец — дитя мрачных портовых кварталов и борделей Буэнос-Айреса. Был он поначалу одиночный и мужской. Танго начиналось как танец мужчин, потому что танцевалось в таких местах, куда женщины не ходили. Это была страна эмигрантов, и мужчины просто тренировались, чтобы потом завоевать женщину.
Нищие эмигранты, охотники за удачей, авантюристы и изгои вступали в танец, соревнуясь в мужественности, красуясь перед девицами, словно петухи. Они шли как в бой, который может закончиться поножовщиной. Эротика и чувственность пришли в танго потом, когда в нем появилась женщина.
Фото: Александр Куров. Предоставлено пресс-службой Чеховского фестиваля.
Перед занавесом, на котором большими буквами написано WILDTANGO, выходит пара мужчин. Голос за сценой сразу предупреждает о том, как зарождался этот танец, чтобы наши соотечественники не подумали чего лишнего. На сцене появляются и другие танцоры (именно так, не танцовщиками, как принято именовать у нас артистов балета, их и называют). В спектакле «Дикое танго» участвует десять мужчин и всего три женщины. И сразу понятно, что именно мужское танго будет в центре внимания.
«Тут надо отметить важный момент. Когда зародилось танго, его очень часто танцевали мужчины друг с другом, отрабатывая свои движения, чтобы потом уже как-то очаровать женщин. И возникла идея, а как бы это выглядело в наше время, если бы вдруг мужчины стали друг с другом танцевать танго, как это было более ста лет назад, – рассказывает после спектакля Херман Корнехо о рождении замысла. – Танго — это социальное явление. Общество постоянно живет своей жизнью, развивается. И танго точно также меняется с течением времени. В нем начинают появляться новые музыкальные направления, меняются представления о том, как должно выглядеть само движение в танце, влияние других музыкальных стилей. Всё меняется в жизни, и танго меняется вместе с жизнью. Классический образ танго это ночной полумрак, красиво одетая, обнявшаяся пара на закате… Но это скорее присуще богатому миру и только часть образа. Танго — не только чувственные танцевальные па, но сама жизнь, поэтому мы хотели показать те слои общества, которым недоступна богатая жизнь. Молодые люди в джинсах и кроссовках идут куда-то тусить. Интересно, как бы они выглядели, если бы неожиданно начали танцевать».
Фото: Александр Куров. Предоставлено пресс-службой Чеховского фестиваля.
Занасес поднимается вверх, открывая сцену с оркестром из четырех человек с традиционным бандеоном (Матиас Рубино), без которого танго представить себе нельзя, и главное — с Лучано Басси, который пел, играл на гитаре.
«Вы в центре аргентинской культуры, – обращается Басси к залу, — ведь представить себе Аргентину без танго невозможно». Начинается спектакль с музыки Пьяццоллы «Либертанго».
Вы не увидите костюмов, которые предполагает стереотипный образ танго, привычных по конкурсам бальных и спортивных танцев бабочек и фраков. Кожаные джинсы и широкополые шляпы — вот гардероб этого спектакля. Как будто гаучо — аргентинские ковбои вышли на охоту. Танцоры размахивают болеадора – специальными шариками на верёвке, которые используют для охоты. Их раскручивают, кидают, и они запутывает ноги животного. Это и элементы стиля маламбо, который как раз и танцевали гаучо. Это типично мужской танец, с помощью которого они доказывали свою танцевальную доблесть и силу. Он представляет схватку, бой между мужчинами.
Но главным образом на танцорах современная одежда, которую можно увидеть на улицах любого города мира — рваные джинсы, майки, футболки. Дизайнеры костюмов — Херман Корнехо и Херардо Касас.
«Мы хотели показать, как выглядит обыкновенная городская жизнь, поэтому частью гардероба являются такие вещи, которые я, например, ношу в повседневной жизни. Я не из поколения 1910-х годов, когда танго распространялось по миру. Если пойду в танцевальный клуб, где танцуют милонгу, я же не буду одеваться так, как одевались более 100 лет назад. Я человек своего времени, и именно это и хотел показать в этом шоу», — говорит Херман Корнехо.
В шоу задействованы этнические барабаны-тамборы и обыкновенные ударные иструменты. Стоя на своеобразных конструкциях, напоминающих замысловатые башни, тангеро отбивают ритм. И это воспоминание о корнях танго. Само слово «танго» имеет африканское происхождение, идет от языка нигерийского народа ибибио, где оно означало «танец под звук барабана».
«Дикое танго» — это смешение всяческих стилей: рока и рок-н-ролла, современного и городскоого танца, фольклора, эстрады и даже воздушной акробатики и цирка. Дух заватывало, когда с колосников спускалось кольцо, и пара танцовщиков в замысловатом шпагате и вниз головой взмывала над сценой подобно воздушным гимнастам.
Мы продолжаем разговор с Херманом.
— В спектакле вы используете множество сложнейших гимнастических и цирковых элементов, требующих специальной подготовки. Вы под этот спектакль набирали специальную команду?
— Нет. Это члены моей постоянной команды. У нас приблизительно 30 танцоров. Все они участвуют в разных спектаклях. Это «Танго после заката», которое мы привозили в Москву два года назад, и только что представленное «Дикое танго», другие спектакли. В моей команде танцоры, которые не просто хорошо исполняют танго. Они могут многое другое. У них имеется и дополнительная подготовка. В зависимости от спектакля я задействую того или иного артиста из своей труппы.