От группы с почти тридцатилетней историей редко ждут сюрпризов, однако «Кирпичи» умеют удивлять. Прежде всего альбомами, где по-прежнему много жизни и хитов, а также концертами, на которых не могут устоять на месте даже те, кто свое уже отпрыгал. Один из таких сетов музыканты на днях отыграли в Москве.
Фото: Кирилл Сафонов
«В каждом гастрольном городе есть пятьсот человек, которые обязательно на нас придут», — сказали участники «Кирпичей» в интервью «ЗД» в конце прошлого века. С тех пор народу они могут собрать побольше, хотя стадионной группой так и не стали. Зато сохранили нетипичный для групп с завидной биографией неформальный шарм DIY-коллектива, то есть банды, участники которой не стремятся в большие боссы и неплохо справляются со всеми своими делами без лишней прислуги.
Со стороны «Кирпичи» всегда выглядели коллективом стабильным до неприличия. К группе успели приложить руку самые разные музыканты, но с начала века ключевые подельники — Василий Васильев (вокал, гитара), Даниил Смирнов (бас, вокал) и Вадим Латышев (он сменил в 2000 году погибшего от наркотиков барабанщика Евгения Назарова) — остаются на своих местах.
С музыкой все тоже ясно, причем довольно давно. Рэп-кор, взятый на вооружение еще в середине девяностых, по-прежнему является для «Кирпичей» чем-то вроде генеральной линии. Внушительный опыт, конечно, позволяет им плавать вольным стилем. На самом актуальном альбоме «Старческий Маразм» (2021) есть и регги, и блюз, и много чего еще, но энергичная читка в сочетании с сокрушительными припевами продолжает оставаться тем, за что «Кирпичей» когда-то полюбили и не отпускают из объятий до сих пор.
В «Старческом Маразме» группу с историей выдает лишь немалое количество гостей в диапазоне от Найка Борзова и Владимира Бегунова до Ильи Черта. Однако в пятнадцати треках не чувствуется никакой ожидаемой в таких случаях рутины. Звук, впечатляющий полным пренебрежением к музыкальной моде, мускулистые строчки вместо ничего не значащих хуков и бодрое зубоскальство.
Концерты «Кирпичей» тоже давно стали мероприятиями, на которых кипят страсти, и спустя все эти годы как на сцене, так и в зале по-прежнему не холодно.
Как это выглядело
Без лишних претензий. Три человека на сцене, гитара, бас, барабаны, сэмплер, экран, на котором показывали лишь логотип группы. Но изнутри этот концерт оказался больше, чем снаружи.
По поводу «Кирпичей» трудно делать прогнозы. Они превращаются то в злобных рокеров, то в уличных поэтов, и понять, какое настроение у группы именно на том концерте, куда попали вы, можно только по ходу действа. На этот раз настроение было весьма великодушным. Можно сказать, что Вася и Кº закатили концерт в трех действиях. Были и гитарный грохот с акцентом в том числе на новые треки вроде «25 Лет Чистого Хейта», «Учитесь Плавать», и щедрая порция хип-хопа, и, конечно, большие неформальные хиты.
Публика довольно быстро раскачалась, хотя народ подобрался в основном серьезный. По большей части взрослые, в прикидах аккуратно собранных по лекалам неформальной моды двадцатилетней давности, «извините, вы стоите в очереди?», «можно посмотреть меню?», почти никакого мата. Впрочем, довольно скоро все громко скандировали «расскажи реальную байку братве» и проявляли намерение подпрыгнуть как можно выше.
Вся эта боевая идиллия длилась довольно долго (три десятка песен, пусть и не арт-рокового хронометража, стали весьма захватывающим погружением в альбомы и хиты разных времен), но поводов заскучать у собравшихся не было. И все потому, что участники трио умеют производить приятное впечатление.
Фото: Кирилл Сафонов
Плюсы
У фронтмена и главного автора группы всегда был порядок с самооценкой, однако в формате живого концерта «Кирпичи» — это ноль пафоса. На сцене не происходит ничего, что могло бы лишний раз подчеркнуть историческую значимость этой группы. Им никто не выносит гитары, они не произносят многозначительных речей, не делают драматических пауз, оставаясь парнями в джинсах, майках и бейсболках.
При этом артисты не допускают никакой фамильярности (они все-таки из Петербурга), хотя и подают себя как некий арт-движ, в котором стихи и музыка исполняются вроде бы умело и старательно, но очень не всерьез. И вот с этой легкостью «Кирпичи» в ходе одного концерта превращаются то в Beastie Boys, то в Red Hot Chili Peppers, то в Blink 182, оставаясь в любой ситуации очень узнаваемыми, самими собой. Не концерт, а одно большое приключение.
Минусы
Есть какой-то подвох в ситуации, когда взрослые и довольно успешные мужчины поют о лихих молодежных приключениях, романтичном безденежье и похмельной истоме. Но есть песни, которые из шоу уже не выкинешь, поэтому приходится как-то выкручиваться. В целом получается. Несмотря на неизбежные для дядечек плюс-минус пятьдесят замашки, Василий, Даниил и Вадим остаются теми типичными иксерами (как они сами себя называют), которым палец в рот не клади. Откусят и не подавятся.
Фраза вечеринки
«Трэш и угар — вот так я развлекаюсь!» — программный лозунг более чем двадцатилетней давности все еще зовет народ на концертные подвиги.
Прямая речь
В беседе с «ЗД» лидер группы Василий «Вася Васин» Васильев обсудил русло конъюнктуры, каверы на самих себя и иронию с сарказмом.
О новом альбоме и гастролях
«Старческий Маразм» вышел почти два года назад, он считается успешным, за 2022 год мы отыграли около восьмидесяти концертов. История продолжается, сейчас забиваются лето и сентябрь, и так забавно выходит, что всё лето у нас пока по одному концерту в неделю, все по субботам, и в основном опен-эйр-фестивали. Это счастье. Не веду статистику, но, по общим ощущениям, концертов стало немного больше. Некоторые шутят, что это благодаря сбежавшим артистам. Это, конечно, юмор.
О коронных концертных номерах
«Порой, исполняя их на сцене, думаю, какое дать имя лодке с мотором, которую я собираюсь купить в следующем году. Мы любим играть необычные концерты, ставить себе задачи. Скажем, в этом концертном зале мы играем только хеви-метал-хардкор. А в этом большом баре мы играем исключительно акустику. А на этом фесте мы будем строго читать. Я люблю вести публику за собой, а не плыть в русле конъюнктуры. Мне очень нравятся мои последние альбомы, они в чем-то гораздо сильнее первых. Но реальность такова, что сорокалетний мужчина, пришедший на наш концерт, гарантированно по-доброму выкрикнет: «Васёк, сыграй «Байку»!» — и это кайф.
Об альбомах «Кирпичей», ставших классикой жанра
«Кирпичи тяжелы», «Смерть на рейве» или «Капитализм ОО» прекрасны объективно; люди говорят, что они не потеряли актуальности. Но эти альбомы я переслушиваю крайне редко, как правило, только если мне нужно что-то вспомнить. Старое слушаю быстро и без удовольствия. Давно поймал себя на мысли, что мы кавер-группа, играющая каверы на себя же. Сейчас это звучит, мягко говоря, по-другому. Но менять в тех записях я ничего не хочу. Я далеко не Илья Репин, которому, по легенде, был закрыт доступ в любой из музеев, где висят его полотна. Отдаю себе отчет, что любой выпущенный в свет альбом — памятник эпохе, всё сделано именно в том времени, месте и в данных обстоятельствах, и это не стоит править. Искусство без контекста не работает.
Об отличии сольных альбомов от релизов группы
Тут всё очень просто: «Кирпичи» — это однозначно коллективное творчество, а сольные альбомы — это творчество и авторство одного человека, вашего покорного слуги. Если я записываю альбом под именем «Вася В.» (на данный момент таких девять, включая релиз этого года «Танец с Саблями». — «МК»), то я делаю все сам. Например, ко второму своему альбому «Демонстрация Достижений» я не подпустил вообще никого, в виде эксперимента. Задумка, написание музыки, написание стихов, запись, сведение, мастеринг, фото обложки, выпуск — всё было на мне, руку не приложил никто. В разной степени я всё это умею делать, да и технология позволяет. С последним альбомом, «Танец с саблями», похитрее, там семплы известного немецкого диджея Кристофа Шрайнера и участвует back-MC, гениальный MC Дагон. Очень рекомендую, сам альбом очень идейный.
О постоянстве состава и делах вне группы
Вместе нас держат уважение друг к другу, дипломатичность, деликатность, вежливость. Готовность прийти на помощь, если что. Это я в широком смысле. Помимо «Кирпичей» тоже дел много. Даниил Николаевич преподает на кафедре звукорежиссуры СПбГУП, он доцент, кандидат технических наук, много нагрузки, очень устает. Вадим — заслуженный преподаватель барабанного искусства, у него двадцать учеников. Ну а я иногда читаю лекции по сонграйтингу, пишу картины холст-масло и в данный момент заканчиваю книгу.
Об иронии и сарказме в текстах
Какая такая ирония, ничего не знаю, нет никакой иронии. Мы люди простые, заглянем в словарь Даля, посмотрим, что такое «ирония»: «Ирония — речь, которой смысл или значение противоположно буквальному смыслу слов; насмешливая похвала, одобрение, выражающее порицание; глум; похвала, которая хуже брани». Ничего подобного я в своих литературных произведениях и близко не вижу, посмотрев со стороны. А сарказм мне вообще отвратителен как явление. Как и цинизм.