В Москве открылся фестиваль «Французские премьеры», где представлены не только новые фильмы, но и уже раритетная «Дурная кровь» Леоса Каракса, впервые показанная на Берлинале в 1987 году. Помимо игровых картин есть и документальная — «В поисках снежного барса» Мари Амиге и Винсента Мюнье из коллекции Каннского кинофестиваля 2021 года, о полном опасности и поэзии путешествии в Тибет.
Кадр из фильма «Мое преступление» предоставлен пресс-службой фестиваля
Открылся фестиваль «Моим преступлением» Франсуа Озона. Как правило, одного из самых знаменитых французских режиссеров приглашают в конкурс главных мировых фестивалей, которые он способен украсить уже своим именем. Его фильмы темпераментно обсуждают и почти никогда не награждают, и это парадокс. «Мое преступление» подобной участи избежало. Возможно, картину сочли не вполне отвечающей актуальной гендерной повестке, поскольку движению Me Too в ней изрядно досталось, хотя и элегантно.
Во время пандемии, когда свободного времени было с избытком, Озон перечитал французскую пьесу Жоржа Берра и Луи Вернея 1934 года, и она его заинтересовала ассоциациями с тем, что происходит сегодня. Речь в ней идет о том, как люди себя оговаривают, приписывая преступления, которых не совершали.
В версии Озона начинающая актриса Мадлен Вердье заявляет об убийстве продюсера, пригласившего ее на деловую встречу, которая едва не обернулась изнасилованием. После чего последовали события, изменившие жизнь «жертвы». Находчивая Мадлен призналась в якобы совершенном преступлении и таким образом сделала карьеру, став из неизвестной безработной барышни знаменитостью. Помогла ей провернуть это дело подруга и начинающий адвокат Полин Молеон, с которой Мадлен делила кров. Девушки были так бедны, что спали в одной кровати. Их слава росла как на дрожжах и не давала покоя другим амбициозным дамам. На огонек прилетела звезда немого кино Шометт, на вид застрявшая в том далеком времени. Ее роль намеренно комично и театрально сыграла Изабель Юппер — спустя двадцать лет после совместной работы с Озоном в «8 женщинах».
Дама заявила, что убийца продюсера она, и начала шантажировать девушек. В итоге и Шометт достался кусочек их пирога славы. Она тоже стала востребованной, стала сниматься в кино, зажила на полную катушку после многих лет забвения. Когда-то 25-летняя Юппер сыграла в «Виолетте Нозьер» Клода Шаброля убийцу своего насильника-отца. Ее героиню тоже подняли на знамя как символ борьбы с устоями общества.
Франсуа Озон формально ничего не осовременил. События происходят в начале 1930-х годов. В поисках правды жизни съемочная группа отправилась снимать Париж в Бордо, поскольку французская столица, как и любой большой город, утратила идентичность. Давняя история откликается так, словно все происходит в наши дни, когда пышным цветом расцвело движение Me Too. По сути, получилась насмешка над ним, лишенная сарказма и очень изящная. Молодые героини в суде будут защищать права всех поруганных женщин, вынужденных идти на преступления, чтобы защитить свою честь.
Роль Мадлен сыграла французская актриса с польскими корнями Надя Терешкович, снявшаяся уже в нескольких фильмах, а ее подругу Полен — восходящая звезда Ребекка Мардер. Постоянный актер Озона Фабрис Лукини исполнил роль недалекого инспектора полиции, который не ищет сложных путей ради того, чтобы разобраться в хитросплетениях произошедшего. Отца поклонника Мадлен сыграл ветеран Андре Дюссолье, снимавшийся у Трюффо, Ромера, Рене. Его герой по достоинству оценит неожиданное появление госпожи Шометт, которую помнит с юности. Для него это большая честь. Ситуации возникают водевильные, шитые белыми нитками, но никто не предается сомнениям. Условность существования тут как прием, и виртуозность игровой стихии делает «Мое преступление» одной из наиболее зрелых в разнообразном творчестве Франсуа Озона.
«Дурная кровь» Леоса Каракса в наши дни тоже приобрела новый контекст, поскольку связана с похищением из лаборатории вируса опасной болезни. В картине снимались Дени Лаван, Жюльет Бинош и уже покинувший этот мир Мишель Пикколи. В 2007 году Леос Каракс приезжал на фестиваль в Ханты-Мансийск с женой и русско-европейской актрисой Катей Голубевой. Он тогда возглавлял жюри фестиваля «Дух огня», представил «Дурную кровь» и получил награду за вклад в мировое киноискусство. Перед показом Каракс вышел на сцену, попытался прикурить и своим перформансом возмутил наших кинематографистов во главе с Говорухиным и Абдуловым, расценивших это как проявление хамства. А это был реверанс в сторону нонконформизма и цитата из «Дурной крови», которую зрителям предстояло увидеть. Но российские коллеги Каракса демонстративно покинули зал, так и не узнав, что же им приготовил человек, которого они только что наградили.