Для миллионов поклонников Depeche Mode начался горячий сезон. В четверг вечером в американском городе Сакраменто у группы стартовал мировой тур, а в пятницу утром вышел новый альбом Memento Mori. И если концерты всегда служили первоклассным аттракционом для всех любителей шумно провести время, то альбом оказался хорошей грамзаписывающей новостью впервые за два десятилетия.
В репортажах из Сакраменто царит всеобщее оживление. На баскетбольной арене аншлаг, в очереди на вход стоят целые семьи, публика явно заждалась своих кумиров. В новом шоу Depeche Mode исполняют двадцать три песни, начиная с новой My Cosmos Is Mine (трек открывает и альбом Memento Mori) и завершая свой сет триумфальной Personal Jesus, которая стала одним из их коронных концертных номеров еще в девяностых.
На афишах этого тура только Дэйв Гаан и Мартин Гор. Клавишник группы Энди Флетчер умер в мае прошлого года от расслоения аорты, и новый этап биографии DM оставшиеся участники во многом посвящают памяти своего друга и соратника. Во время исполнения World In My Eyes, одного из любимых для Флетчера треков с альбома Violator, на огромном экране застывает черно-белая фотография Энди, и это посвящение многих трогает до слез.
Дэйву и Мартину сейчас чуть за шестьдесят, по современным меркам это все еще весьма рок-н-ролльный возраст, поэтому бодрая физическая форма артистов, в общем, не удивляет. Баритон Дэйва по-прежнему звучит мрачно, загадочно и весьма сексуально, а на сцене фронтмен легко справляется с функцией сгустка энергии. Концертные шоу Depeche Mode уже давно являются мероприятиями, где публике гарантирован восторг от хитов и атмосферы. С альбомами все обстоит менее радостно.
Новейший Memento Mori — пятнадцатый полноформатный релиз группы, и выходит он в ситуации, когда каталог Depeche Mode уже можно разложить по полочкам. Первый альбом DM вышел в 1981 году, но лишь на пятой пластинке под названием Black Celebration (1986) музыканты показали свои настоящие возможности. Электронный мрак и отличные песни стали альянсом, который до сих пор производит впечатление.
Год спустя на Music For The Masses музыканты прыгнули еще выше, если не по части концептуальных красот, то точно по обилию планетарного размаха хитов. В 1990 году с альбомом Violator им удалось получить три платины и совершить настоящее коммерческое чудо. А три года спустя чудеса снова переместились в музыкальную плоскость. Songs of Faith and Devotion был наполнен завораживающе красивыми и драматичными песнями, которые словно созданы, чтобы напоминать и их авторам и поклонникам о волшебных временах, когда такие записи могли появиться.
Правда, тур в поддержку этого альбома чуть было не погубил группу по всех смыслах. Артистам пришлось заняться собственным здоровьем, понять, что они будут делать дальше, и в итоге, в новый свой этап Depeche Mode вступили уже без клавишника Алана Уайлдера, который решил начать сольную карьеру.
Тем не менее, альбом Ultra (1997) получился довольно крепким, и его, во многом справедливо, называют последним воодушевляющим релизом от Depeche Mode. Пять альбомов выпущенные группой в новом веке было бы неверно называть провальными, но по части песен интриг в них почти них было, поэтому все эти релизы воспринимались лишь поводами отправится в большой тур.
С Memento Mori все совсем по-другому. Уже выпущенный перед большим релизом сингл Ghosts Again звучал так, будто те самые Depeche Mode из восьмидесятых и девяностых снова здесь, потому что в их музыку вернулся знакомый звук и припевы, которые трудно выбросить из головы. Отрадно, что Ghosts Again оказался далеко не единственной впечатляющей песней на новом альбоме.
Сами музыканты неоднократно признавались, что в ходе карьеры попадали под влияние самых разных артистов: от отцов синти-попа Krafrwerk до авангардистов Velvet Underground, от Дэвида Боуи до Игги Попа. Но на Memento Mori они словно попали под влияние самих себя. В новых песнях Мартин Гор, как основной сонграйтер, и помогавший ему в работе Ричард Батлер вспомнили, что происходило с группой на ее лучших альбомах и попытались заново это сформулировать.
Иногда перекличка времен более, чем очевидна. В названиях песен People Are Good и Never Let Me Go есть отсылка к классическим хитам People Are People и Never Let Me Down Again. В музыкальном отношении параллелей между треками из разных веков нет, но в современных песнях, как и в реликтах из прошлого, определенно ощущается гимновый размах.
Мартин Гор берет на себя функции вокалиста в Soul With Me и позволяет совершить ностальгический заплыв во времени, когда ему отлично удавалось смешивать горячие душевные порывы и прохладный звук винтажных синтезаторов. Don’t Say You Love Me — дань музыкантов блюзу, который их всегда вдохновлял, правда в версии Depeche Mode речь скорее о кибер-блюзе.
My Favourite Stranger и Caroline’s Monkey будто с разных планет (первая — почти гитарный номер, вторая — успешная попытка вытащить максимум печали из поп-музыки), но на одном альбоме они совершенно не мешают друг другу. Наконец, финальная Speak To Me напоминает молитву, правда без особого оптимизма в отношении того, что ее услышат на небесах. В этом, наверное, и есть настоящий Depeche Mode. Мрак и нигилизм в этой музыке не отменяют шанса удержаться на ногах и даже почувствовать себя счастливым.
Сам альбом недоступен здесь на легальных сервисах, а в карте тура из семидесяти пяти шоу нет российских дат. Впрочем, в случае с DM, как с всенародно любимой группой, новый железный занавес вряд ли станет препятствием для тех, кому нужна эта музыка. И нет никакого сомнения в том, что в фан-зонах новых концертов Depeche Mode будет слышна русская речь.