Чем ближе лето, тем активнее кипят страсти в цивилизованном музыкальном пространстве. И молодежь, и ветераны рванули в мировые туры, на карте европейских фестивалей все очень пестро и насыщенно. Среди событий последних дней — возвращение, которого мало кто ждал, и большой концерт, который отгремел совсем недалеко, по крайней мере географически.
Blur вернулся с новыми песнями
«Я хочу видеть, как вы танцуете, старичье поганое!» — кричит со сцены Дэймон Албарн, и начинается серьезное движение под Boys & Girls, классический хит группы Blur, который с годами как будто звучит все неистовее. Дополнительный ажиотаж всему происходящему придает то, что концерт в родном для группы британском местечке Колчестер, графство Эссекс, является событием во многом неожиданным.
Все, что касается Blur, последние лет восемь покрыто слухами и неопределенностью. После выхода в 2015 году альбома The Magic Whip музыканты откатали тур и снова разбежались. С тех пор время от времени шли разговоры о новых песнях и полноценном реюнионе, правда, фронтмен и главный автор группы Дэймон Албарн делал иронично-загадочное лицо и выражал надежду, что ему никогда больше не придется играть со своей бандой. Понять, где здесь намерения, а где британский юмор, было совершенно невозможно.
В чем-то участники Blur — классическая дисфункциональная семья, и время от времени им нужно держаться друг от друга подальше. Хорошей новостью является то, что музыканты умеют себя занять. Самый занятый, конечно, мистер Албарн. Помимо известного едва ли не больше, чем Blur, проекта Gorillaz у Дэймона есть и другие музыкальные предприятия самого разного калибра. Гитарист Грэм Коксон, басист Алекс Джеймс и барабанщик Дейв Раунтри, конечно, не так активны, но в моменты, когда деятельность Blur была на паузе, они довольно успешно себя проявляли в диапазоне от сольных альбомов и сессионного музицирования до сыроварения.
И вот они опять вместе. Закончен альбом, получивший название The Ballad of Darren, летом группа играет на европейских фестивалях и устраивает двухдневный разнос на лондонском Уэмбли. Перед выступлениями на больших площадках музыканты решили устроить себе небольшой разогрев и отыграют несколько маленьких концертов. Впрочем, маленьких по месту проведения, но никак не по сет-листу. Два часа ретроспективных хитов и две новые песни.
«Мы закончили альбом три недели назад и, конечно, могли бы побольше порепетировать», — замечает Дэймон со сцены в Колчестере. В недорепетированности, наверное, заключается один из главных приемов Blur. Они вроде как чуть на расслабоне, явно не гонятся за совершенством и позволяют себе лажать, но немного и очень элегантно, что всегда трогает публику.
Над альбомом, девятым по счету в дискографии группы, музыканты работали вместе с продюсером Джеймсом Фордом, который ранее записывал Arctic Monkeys, Foals, Depeche Mode. Как вспоминает Дэймон Албарн, некоторые демо к десяти трекам, вошедшим в пластинку, он записывал в отелях во время тура Gorillaz. «В Монреале был забавный момент, — говорит музыкант на небольшой пресс-конференции перед концертом. — Со стены дома напротив с прекрасного мурала на меня смотрел Леонард Коэн, так что я работал от души».
Некоторую завесу над альбомом приоткрывают песни St. Charles Square и Narcissist, причем последняя уже выпущена как сингл. Трек получился очень албарновским. Не раз подмечено, что песни Дэймона очень экологичные, потому как собраны будто из мусора, который больше никого не заинтересовал. Вспоминается история про мультиплатиновый сингл Clint Eastwood из дебютного альбома Gorillaz. Сэмпл, из которого и был сделан весь трек, Дэймон подрезал в базовых настройках простенького синтезатора, и это подтверждает удивительный дар музыканта вытягивать хит из чего угодно. Narcissist построен на довольно простом гитарном рифе и немного ленивом ритме, однако результат вышел очень атмосферным.
Фанаты брит-попа, конечно, надеются на то, что Blur своим новым альбомом и концертами вернут в музыкальный обиход некий гитарный ретро-вайб, которого в последнее время явно не хватает. Кстати, другие герои брит-попа этим летом тоже не бездействуют. И Suede, и Pulp можно поймать на разных площадках. Все чаще звучат разговоры о возможном примирении братьев Галлахеров и, как следствие этого, выходе на сцену Oasis. И чем активнее Ноэль и Лиам все опровергают, тем достовернее звучат подобные слухи.
Måneskin.
Ma°neskin в поисках тепла и секса
Итальянские глэм-рокеры активно снимают концертный урожай после выхода в начале года альбома Rush. Публике их позерство и хиты на грани нервного срыва пока явно не надоедают, и на недавнем шоу в Латвии Måneskin собрали около двадцати тысяч человек.
Рижская Mezaparks — площадка для серьезных артистов, и признанные солд-аут-короли здесь — местные Brainsorm. Однако все еще актуальный статус горячих штучек сделал Måneskin предметом нешуточного ажиотажа, и посмотреть на кумиров приехали фанаты еще и из соседней Литвы, благо прибалтийский формат логистики делает такие путешествия неутомительными.
Вниманию нешуточной толпы было представлено шоу, развернувшееся на двух сценах: основная — для электрической удали, малая — для сентиментальной акустики. Сочетание англоязычных треков с песнями на итальянском иногда воспринимается довольно странно, однако именно такая странность отчасти разбавляет музыкальный набор, не блещущий разнообразием. Måneskin довольно размашисто отрабатывают свой карикатурный глэм, но музыка как таковая — явно не их главный козырь.
Говорили музыканты немного, никаких идейных заявлений не делали и ограничились мыслями исключительно практического характера. «Здесь прохладно, я бы не против перепихнуться», — заметил фронтмен Дамиано Давид, чем, возможно, воспалил воображение всех желавших согреться таким образом в этот прохладный вечер.
«Жутко однообразно, но харизма брызжет, флюидный гендер — тоже», — поделились с «ЗД» своими ощущением очевидцы событий и довольно точно повторили некоторые впечатления от других шоу группы. Публика более благосклонная замечает, что Måneskin уверенно выбираются из шлейфа «Евровидения» и имеют шанс стать вторым после ABBA коллективом, кому удалось дать полноценный старт своей международной карьере (после победы на конкурсе в 2021 г.), где, как принято думать, звезды не рождаются. В нынешнем мире прогнозы — последнее дело, но прямо сейчас итальянские рокеры в шоколаде, даже если согреть их некому.