Исполнилось 210 лет одному из самых замечательных российских зодчих – академику и «придворному архитектору» Николаю Бенуа. По проектам этого мастера в Петербурге и его окрестностях было возведено немало красивых зданий, причем некоторые из них фактически предвосхитили появление нового архитектурного стиля, ставшего впоследствии очень популярным на Западе. Корреспондент «МК» добрался до настоящего «заповедника», где сохранились уникальные постройки Бенуа, которые до сих пор мало известны и посещаемы.
Николай Бенуа
Сын француза-эмигранта, сумевшего стать метрдотелем при дворе императора Павла I, Николай Леонтьевич Бенуа с детства проявлял недюжинные способности к рисованию, вдобавок его крестной матерью была вдовствующая императрица Мария Федоровна, а потому нет ничего удивительного, что уже в 14 лет мальчика приняли на полный казенный пансион в Академию художеств «для изучения архитектуры». Престижное учебное заведение Бенуа закончил с отличием – получил за свой выпускной проект Большую золотую медаль.
Поработав затем некоторое время под началом известного зодчего Константина Тона, проведя несколько лет за границей, где он изучал архитектурные памятники Италии, Германии, Австрии, Николай Леонтьевич оказался по возвращении в Петербург зачислен в Кабинет Его Императорского Величества. Это учреждение ведало личным имуществом императорской фамилии, обеспечивало выполнение личных поручений монарха.
Государь Николай Павлович благоволил своему тезке – молодому архитектору. Поэтому Бенуа неоднократно получал от него различные задания. А в августе 1847-го Николаю Леонтьевичу было предложено подготовить первый в его практике крупный архитектурный проект: царь захотел создать в Петергофе новый комплекс дворцовых конюшен, указав при этом, что они должны быть выполнены в так называемом готическом стиле.
Выполняя царский заказ, Бенуа придумал очень выигрышное решение для компоновки корпусов манежа. Зодчий расположил их друг за другом, спроектировав по центру каждого здания портал с проездными воротами. В итоге от главного въезда открывалась эффектная перспектива с «цепочкой» уходящих вглубь всего комплекса одинаково оформленных ворот.
Однако император такой идеи мастера не оценил. Посмотрев представленные на утверждение чертежи он сделал пометку на бумаге: перенести здание кузницы, разместив его как раз по оси ворот. Такая царская новация уничтожала весь зрительный эффект: кузница загородила всю перспективу.
Николай Леонтьевич понимал, что его идея тем самым полностью уничтожена. В отчаянии он предпринял нестандартный ход, надеясь переубедить императора. Архитектор сделал два акварельных рисунка. На одном изобразил задуманную им перспективу с вереницей ворот в трех корпусах, а на другой показал, какой неказистый вид будет открываться от того же главного въезда, если за ним во дворе поставить пресловутую кузницу.
Обе акварели зодчий отнес в приемную императора. Однако принимавший корреспонденцию для монарха князь П. Волконский, сообразив, что в данном случае речь идет о попытке перечить воле Его Величества, не захотел нести эти картинки на высочайшую апробацию. Лишь с большим трудом Николаю Леонтьевичу удалось убедить его выполнить такое поручение.
При этом сам зодчий очень рисковал. Всем был известен крутой нрав Николая I: монарх, бывало, за нарушения его распоряжений карал весьма сурово. Но на сей раз «тактический ход» Бенуа сработал: акварели оказались очень убедительны. Через несколько минут князь Волконский вышел из царского кабинета с улыбкой: «Государь много смеялся твоей дерзости, но согласился сделать по-твоему!»
В том же Петергофе по проектам Николая Леонтьевича были позднее возведены почтовый комплекс, а также железнодорожный вокзал. Это здание признано одним красивейших вокзалов во всей Европе.
Несколько очень интересных построек, спроектированных Н. Бенуа, появилось в селе Лисино, расположенном в 70 километрах к югу от Петербурга. Эти достопримечательности пока остаются вдалеке от традиционных туристских маршрутов.
В 1830-е гг. здесь, на территории громадного лесного участка — Лисинской лесной казенной дачи, решено было открыть специализированное учебное заведение – Егерское училище «для подготовки людей, сведущих по лесному делу». Кроме того окрестности Лисина, изобилующие дичью, уже вскоре стали одним из любимых мест охоты членов императорской фамилии, в том числе цесаревича Александра Николаевича.
Лисино. Главный корпус Егерского училища.
Именно по протекции наследника престола в 1852 году Николай Бенуа получил задание подготовить проект нового каменного учебного корпуса для будущих егерей. Так начался его «лисинский» период творчества, растянувшийся на 10 лет. В итоге Николай Леонтьевич «отметился» в Лисино тремя интересными постройками. Этот своеобразный ансамбль сохранился до наших дней и включает в себя учебный корпус для практикантов лесного института (1855 год), Храм происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (1862 год), а также императорский охотничий дворец (1860 год).
Внимание немногочисленных туристов, которые добираются до поселка (нынешнее название его – Лисино-Корпус), сразу же привлекает территория расположенного здесь Лесного колледжа, которая вызывает ассоциации с настоящей усадьбой. Посередине высится эффектное красно-белое здание из кирпича, которое так и хочется назвать дворцом. На самом деле это тот самый учебный корпус, возведенный по проекту Н. Бенуа и окруженный несколькими деревянными постройками. Настоящий же дворец – охотничья резиденция императора Александра II, находится метрах в 200 слева. Его скрывают разросшиеся деревья старого парка.
Спроектировав дворец в Лисино, Николай Бенуа совершил настоящий «прорыв во времени». Для конца 1850-х – начала 1860-х гг. это здание выглядело очень необычно. Лишь годы спустя подобный стиль, получивший название «модерн», стал популярен в европейской архитектуре.
Лисино. Охотничий дворец Александра II.
В «доме для приезда высочайших особ» Бенуа спроектировал отдельное «императорское» крыло. Здесь находились кабинет государя, бильярдная и спальня. Вернее – три спальни.
Оказавшись в этом помещении, корреспондент «МК» обратил внимание на особенность его планировки. Сразу в трех стенах оборудованы просторные ниши. Каждая из них по задумке архитектора предназначалась для размещения кровати, где мог бы расположиться на ночь «августейший охотник». То есть у Александра II была возможность всякий раз выбирать, в какой из ниш-спален расположиться. О конкретной «царской дислокации» никто из других обитателей дворца не знал. Таким образом, Николай Бенуа в своем проекте предусмотрел возможность обеспечить безопасность Его Величества от гипотетически возможных ночных покушений заговорщиков.
Лисино. Храм происхождения честных древ Животворящего Креста Господня
Еще одной приметной постройкой Н. Бенуа в Лисино является здешний храм, который выполнен в «русско-византийском» стиле. Сохранился его первоначальный чертеж, сделанный самими зодчим. Лист плотной бумаги снабжен надписью: «Проект православной церкви в Лисинское учебное лесничество». А рядом с изображением культового здания помещен авторский комментарий: «Во время присутствия Государя Императора в Л.У.Л. вечером 20 октября 1858 г. Его Величеству по рассмотрении сего проекта благоугодно было сказать мне: «Церковь сия мне очень нравится». Архитектор Н. Бенуа».
Кроме самого церковного здания Николай Леонтьевич разработал также и все элементы его внутреннего убранства, в том числе – резной дубовый иконостас.
Жители Санкт-Петербурга и гости Северной столицы могут полюбоваться многими замечательными произведениями архитектора Бенуа. Среди них, например, знаменитый Большой гостиный двор (выходящий на Невский проспект главный фасад этого культового для «города на Неве» здания был видоизменен и получил существующее ныне оформление именно по проекту Николая Леонтьевича). Авторству Николая Бенуа принадлежат также несколько особняков и доходных домов на набережной Мойки, Литейном и Лиговском проспектах, Адмиралтейской набережной…