На Малой сцене Театра Наций Никита Кобелев поставили короткий спектакль о быстротечности жизни — «Терминал 3» по одноактной пьесе шведского драматурга Ларса Нурена. Состояние тревоги сопровождает зрителей, перед которыми проходит жизнь человека от момента рождения до ранней смерти. Каким он был мы так и не узнаем, зато многое поймем о прошлом и настоящем его родителей, продолжающих упрекать друг друга и открывать важные для себя смыслы.
Мужчина и Женщина — Кирилл Гребенщиков и Ольга Белинская. Фото предоставлено пресс-службой театра.
«Терминал 3» — одноактная драма из цикла «Терминал», в который входят одиннадцать пьес шведского драматурга, писателя и поэта Ларса Нурена, продолжающего традиций Беккета и Пинтера. Место действие меняется: происходит то в аэропорту, то в зале ожидания больницы, да где угодно… В некой транзитной зоне, которая как временная остановка для дальнейшего рывка в космос или бездну.
Спектакль идет всего час, и это удобный вариант для современной жизни, особенно в мегаполисе. Забежал в театр ненадолго, получил эмоциональную и интеллектуальную подзарядку, помчался дальше. Трехчасовые спектакли зритель в массе своей переваривает теперь с трудом. Но и за час, как выяснилось, можно многое сказать о самом главном.
В сером безликом пространстве, напоминающем одновременно и больничный коридор (на стенах рентгеновские снимки), и вокзал, и массу других универсальных помещений, которое придумала художник Нана Абдрашитова, все соответствует тому, о чем написал Ларс Нурен. Это зона между жизнью и смертью, перекресток настоящего и будущего, где блуждают рождающиеся и умершие. Сцена незримо разделена на две зеркальные половины. Только часы показывают разное время. Справа – совсем молодые герои – Он и Она — в ожидании рождения ребенка.
Слева пара постарше — Мужчина и Женщина, как их тут называют. Лица молодых им кажутся знакомыми, где-то они их раньше видели. Да и само это помещение вызывает смутные воспоминания, как будто они уже были здесь.
У тех и других возникает ощущение, что они зашли куда-то ни туда, ошиблись комнатой. Юной паре Мужчина и Женщина представляются пожилыми людьми, хотя им около сорока. На экране возникает видеопроекция — крупным планом лица героев. Тот редкий случай, когда их интересно рассматривать, поскольку это не банальное фотоувеличение, а настоящее кино с открытым проявлением эмоций.
Происходящее на сцене напоминает «Сцены из супружеской жизни» Ингмара Бергмана, где возникают эпизоды из двадцатилетней совместной жизни героев, которые в итоге приходят к разводу. И он становится стимулом для вспышки противоположных чувств – сострадания и неожиданной душевной близости. Так и здесь, спустя двадцать лет бывшие супруги испытывают то, что и предположить не могли когда-то. Нежеланный ребенок в 19 лет добровольно уходит из жизни, словно по воле рока. Все изначально запрограммировано. Молоденькой героине так не хочется становится мамой. У нее другие планы на жизнь. Но дитя появится на свет. А годы спустя его смерть сблизит давно расставшихся людей. Она сделает то, что не смогло дать рождение ребенка, отдалившее любящих супругов.
Поначалу соотношения действующих лиц как шахматная партия. Кто есть кто? Каким будет следующий ход? Можно предполагать что угодно. То ли это одни и те же люди на разных этапах жизни, то ли у них раздвоение личности, а может быть, они находят свое отражение в жизни других. Обыденность превращается в нечто инфернальное. Разговор переходит в другую плоскость — от будничности в открытый космос.
Пару постарше — Женщину и Мужчину — сыграли актриса из Петербурга Ольга Белинская, приглашенная из Александринки, и Кирилл Гребенщиков, работающий на разных театральных территориях. Молодых сыграли ученица Миндаугаса Карбаускиса Ася Фоменко из Театра Маяковского и Алексей Славкин из «Школы драматического искусства», снимавшийся во всех фильмах Андрея Эшпая последних лет от «Многоточия» и «Куприна» до «Взрослых дочерей».
Есть еще Охранник — Дмитрий Журавлев – своего рода разводящий, единственный человек со стороны. У актеров непростая задача. Они рядом, на опасной близости, когда зритель чувствует каждое их движение, взгляд, и нужно не врать, иначе спектаклю смерть. Видно, что актерам дается все непросто. После спектакля у них опустошенные лица, будто они сами пережили нелюбовь и любовь своих героем, потерю и фатальное отсутствие радости.