Среди релизов минувшей недели были альбомы с самой разной музыкой, в том числе с той, которая звучит не очень современно. И отчасти поэтому ее прослушивание напоминает приключение. «ЗД» выбирает три альбома, у которых нет ничего общего, кроме, может быть, не самого рационального, но очень творческого подхода к музыке.
PJ Harvey / Inside the Old Year Dying
Британка Полли Джин Харви вернулась к своим поклонникам с песенным альбомом спустя семь лет после выхода The Hope Six Demolition Project. Долгое молчание, впрочем, вряд ли можно назвать странным поступком, если речь идет о таком несистемном артисте, как PJ Harvey. Нового альбома вообще могло не случиться. Некоторое время назад певица заявила в интервью о своей потере связи с музыкой и вытекающем отсюда желании перестроить всю деятельность.
Это и было сделано. В 2019 году артистка выпустила саундтрек к спектаклю All About Eve бельгийского авангардного режиссера Иво ван Хове с десятью инструментальными треками и двумя песнями в исполнении актеров, занятых в постановке. Еще был поэтический сборник Orlam, где певица попыталась рассказать о самой себе. И в итоге именно книга стихов стала основой новой пластинки. Соавторами альбома стали Джон Пэриш, с которым у Полли Джин связаны первые шаги в музыке, и продюсер Марк Эллис, более известный как Флад — весьма значительная величина в мировой индустрии, записывал довольно важные альбомы U2, Depeche Mode, Smashing Pumpkins и многих других.
В определении жанра PJ Harvey критики в свое время выбрали термин «альтернативный рок». Нужно признать, что такое обозначение регулярно приходит на помощь журналистам в ситуации, когда артиста очень сложно приписать к чему-то одному. Главный метод певицы — по возможности не повторяться, что, конечно, сбивает с толку и путает все карты.
Inside the Old Year Dying — еще одна реинкарнация PJ Harvey. Альбом получился в первую очередь поэтическим и довольно скупым на музыкальные средства. По сути, это рассказ о жизни девушки по имени Айра-Абель Роулз под аккомпанемент клавишных и гитары, но невероятная энергия голоса певицы превращает песни в леденящий душу триллер о детских страхах перед поездкой в школу, пубертатных страданиях и отношении к смерти. Призраки Шекспира и Жанны д’Арк бродят где-то рядом.
PJ Harvey шепчет, как в фильмах ужасов, выводит фальцет на грани человеческих возможностей, и стремительность подобных сочетаний создает эффект погружения в жутковатую сказку. Оставаться в ней надолго не очень-то комфортно, но именно этот дискомфорт может стать хорошим пинком, помогающим проснуться от долгого пребывания в теплом сиропе, который так напоминают альбомы каких-нибудь Beyonce или Тейлор Свифт.
МС Сенечка / Loop
Четыре года назад у Семена Лисейчева, молодого человека из Сызрани, получилось посмеяться над современным рэпом, и эту шутку неплохо оценили. На первых двух альбомах («Хип-Хоп-Будни» и «1989») музыкант будто вернулся в начало девяностых и вспомнил времена, когда Bad Balance и MC Pavlov выдавали свои первые большие хиты, когда широкие штаны являлись приметой новой музыкальной цивилизации, наконец, когда никто не знал про автотьюн. Два релиза сделали Семена очень популярным под ником МС Сенечка, а под его «Хэдбэнгер» лихо скакали даже те, кто ни при каких обстоятельствах не должен был так поступать.
Спустя годы уже повзрослевший рэпер представляет большой новый альбом Loop, где ностальгия по девяностым изрядно разбавлена стремлением брать новые высоты. Намерение более чем логичное, потому как два раза рассмешить одним и тем же анекдотом не получалось даже у Евгения Петросяна.
К тому же для любого музыканта период, когда он мог делать песни на подручных средствах и энтузиазме, все-таки заканчивается. Loop в отличие от прежних записей сделан с привлечением немалого количества людей. На фитах Dequine и Thomas Mraz в аранжировках слышны старания, и сама музыка стала куда более разнообразной. Здесь рэп старой и новой школы, заводной драм-н-бэйс и даже поп-музыка — какой рэпер не хочет сейчас в хит-парады.
Можно обсуждать, насколько всё это к лицу так полюбившемуся многим за свою наивность лирическому герою Семена. Есть подозрение, что не всё и не очень. Тем не менее желание придумать для себя свой собственный звук, а не нанять престижного битмейкера, в перспективе вряд ли кому навредит. Правда, не все это понимают.
Плейлист Венкова / Вечная Ночь EP
Среди местных неформалов постпанк чуть ли не народная музыка, поэтому группы с таким звуком всегда кстати. «Плейлист Венкова» возникли в Петербурге в 2016 году как дуэт вокалиста и гитариста Никиты Венкова и бас-гитариста Дмитрия Бесова. К первому полноценному альбому музыканты шли целых пять лет, однако «Дневник Для Героя», наверное, стоил того, чтобы не торопиться.
Пластинка не стала суперхитом, но некоторые песни безусловно расползлись по эфирам и плейлистам. Постпанк — музыка, интуитивно знакомая многим. В ней слышна гитара Юрия Каспаряна из «Кино», есть атмосфера альбомов The Cure и Joy Division. Этот полумрак как будто придуман для тех, кто даже сейчас отказывается от хип-хопа и танцевального угара, предпочитая меланхолию.
Правда, в отличие от многих меланхоликов «Плейлист Венкова» пошли гораздо дальше гитарных квадратов и черной одежды. Ко всем внешним атрибутам жанра они сумели добавить весьма цепкие песни, состоящие из приятных мелодий и многозначительных строчек назло всем битам и хукам. На втором альбоме «Ножницы Времени» авторские амбиции снова воплотились в запоминающиеся песни, и к свежему релизу музыканты подошли в виде полноценной группы, которая может давать заводные концерты.
«Вечная Ночь» — это всего четыре песни, но каждая из них как будто сообщает о чем-то важном. Сообщения эти, прямо скажем, не радуют прежде всего потому, что даже названия некоторых треков («Брошенный Город», «Ветер») отсылают к выпускам новостей, а типичный для постпанка эскапизм сейчас для многих стал религией. Насыщенность мрака здесь, конечно, держится под контролем. В музыке иногда появляются намеки на куда более легкомысленный синти-поп и даже дип-хаус. Но все это не отменяет ощущения потери последних иллюзий, поселившегося в музыке всех, кто способен что-то чувствовать.