На фестивале «Французские премьеры», проходящем в Москве, показали документальный фильм «В поисках снежного барса», премьера которого состоялась еще на 74-м Каннском кинофестивале в 2021 году. Картина отмечена премиями «Сезар» и «Люмьер». В ее создании принимали участие знаменитые французские путешественники и любители дикой природы Винсент Мюнье и Сильвен Тессон. По роману последнего — журналиста и писателя, лауреата Гонкуровской премии и лишенного страха человека — в 2016 году на Байкале французский режиссер Сафи Неббу снял фильм «В лесах Сибири» с участием российского актера Евгения Сидихина. Неббу об этом подробно рассказал несколько лет назад в интервью «МК» во французском Онфлере.
Кадр из фильма «В поисках снежного барса». фото: Пресс-служба фестиваля
Тессона на Байкале запомнили и полюбили, поскольку он полгода прожил один в скромном жилище на берегу озера, подружился с местными жителями. Позднее все увиденное честно описал, возможно, кого-то обидев. Благодаря его имени дорога французской съемочной группе во главе с Неббу была открыта. Тессон также проехал на мотоцикле «Урал» от Парижа до Москвы по следам наполеоновской армии. Но главным в фильме «В поисках снежного барса» все-таки стал не он, а фотограф Винсент Мюнье, объездивший с камерой множество стран, побывавший на Камчатке. Он практикует разные способы наблюдения за дикими животными, а это настоящее искусство. У нас тоже есть режиссеры, готовые часами и днями лежать в снегу, переносить непогоду ради нескольких кадров пробуждения медведя, например. Это опасная профессия, и что стало с одним из любителей дикой природы, мы знаем по фильму Херцога Вернера «Человек-гризли».
Любопытно, что Тессон в фильме «В поисках снежного барса» вспоминает, как буквально напросился в путешествие с Винсентом Мюнье, словно сам безвестный и неопытный путешественник. Чувствуется, что он преклоняется перед своим коллегой, ведет себя как ученик. А у каждого из них — свой неповторимый опыт.
В этот раз двое отважный путешественников отправились в Тибет в поисках снежного барса. Пригласили Мари Амиге в качестве режиссера, зная о ее интересе к дикой природе и умении снимать репортажи о животных. Она, конечно, не Вим Вендерс, снявший грандиозную «Соль земли» по работам выдающегося бразильского фотографа Себастьяна Сальнадо. Но и ее подход производит впечатление. Группа из четырех человек работала на высоте до 5 тысяч метров, порой при температуре минус 35. Никого и ничего лишнего — иначе смерть фильму. Пока охотились с камерой за снежным барсом, встретили других не менее удивительных животных: кота-манула — хищное воплощение обычной кошки, тибетскую лису, несущихся с невероятной скоростью антилоп, яков, которых Винсент сравнит с идолами, посланными нам сквозь века, кораблями остановленного времени. Увидели и гималайского голубого барана, и медведей. Главное в этом деле — стать невидимкой. Если ты замечен, то всякое может произойти. Опасность поджидает на каждом шагу. Винсент скажет Тессону в какой-то момент: «Замри, Сильвен. Они нас заметили». Это о медведях, готовых ради самки или детеныша на все.
Фото: Пресс-служба фестиваля
Охотники без оружия прочесывали горные хребты, а снежный барс от них все время ускользал, оставляя следы своего присутствия. Появился он только в финале фильма. «Я видел барса. Я узнал, что терпение — это высшая добродетель. Оно помогает любить мир», — слова Винсента звучат слишком пафосно, как и многое из того, что он говорит, хотя по сути все верно. Он призывает наслаждаться тем, что есть, радоваться миру, бороться за то, чтобы он остался.
Ради снежного барса путешествие и затевалось, но Винсент Мюнье готов уже был в какой-то момент смириться с тем, что не увидит его, и это даже неплохо — пусть мечта так и останется мечтой. Главное, что в Тибете была возможность увидеть пробуждение природы после холодной ночи и дыхание оленя. Именно увидеть. Это не оговорка. Олень окутан огромным молочным облаком, как это бывает в более скромном масштабе с человеком в морозный зимний день. А вот услышать дыхание оленя невозможно — слишком большое расстояние разделяло человека и животное.
Долгие часы отважные герои фильма провели в засаде, и это хорошая возможность помедитировать, задуматься о сущностных вещах. Винсент считает, что в городах мир рассыпается, поэтому сам он так стремится на Камчатку и Крайний Север, где нет людей. Человеку не стоит суетиться. Как Винсент жил? Стремительно, пересаживаясь с самолета на поезд, с поезда в самолет. И только среди величия природы осознал всю тщетность того, что составляет нашу повседневность.
Саундтрек к фильму написали австралийские музыканты Уоррен Эллис и Ник Кейв, одно упоминание которого способно вызвать интерес. Не раз фильмы с его участием в кадре или за кадром представлялись на крупнейших мировых кинофестивалях, и всегда это было небанально. Сам Кейв, очарованный отснятым материалом, запел где-то на последних минутах, едва ли в момент появления снежного барса с горящими глазами. А это зрелище фантастическое. Самое лакомое авторы фильма приберегли на десерт.